Перейти к содержимому







 


Фотография

Каталог иконы их названия и датировка


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 12

#1 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:20

Тема пополняема, выставляйте свои иконы, образки и не забывайте если есть по ним информация написать и ее. 
post-5554-0-30368600-1359825617_thumb.jp Образ Христа нерукотворный 17 в
post-5554-0-13906300-1359825732_thumb.jp Иконы «Рождество Христово». XVIII-XIX века
post-5554-0-14515200-1359825801.jpg Литая икона "Воскресение Христово» 
XVIII-XIX века
post-5554-0-41553200-1359825844_thumb.jp Икона «Успение». XVIII-XIX века
post-5554-0-78570300-1359825884.jpg Икона «Благовещение». XIX век
post-5554-0-61904000-1359825916.jpg Икона «Воздвижение». XIX век
post-5554-0-40836000-1359825948.jpg Икона «Вход в Иерусалим». XIX век 
post-5554-0-76580600-1359825989.jpg Икона «Богоявление». XVIII-XIX века
post-5554-0-19726100-1359826016_thumb.jp Иконы «Преображение». XVIII-XIX века
post-5554-0-90532500-1359826068_thumb.jp Иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретение Господне». XIX век
post-5554-0-95262300-1359826114.jpg Икона «Троица Ветхозаветная». XIX век
post-5554-0-79876300-1359826144.jpg Икона «Троица Ветхозаветная». XVII век 
post-5554-0-85232600-1359826205_thumb.jp Иконы «Распятие». XVII-XIX века
post-5554-0-22665700-1359826249_thumb.jp Иконы «Пятидесятница». XVIII-XIX века
post-5554-0-08020300-1359826278.jpg Икона «Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи». XIX век


  • 2

#2 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:21

post-5554-0-74900200-1359826766_thumb.jp Путевая иконка с избранными святыми.
XVII век
post-5554-0-18508000-1359826805.jpg post-5554-0-66946300-1359826832.jpg post-5554-0-63010100-1359826844.jpg Никола. XVII−XIХ века
post-5554-0-44625500-1359826891_thumb.jp Антипа. XVIII−XIХ века
post-5554-0-79327400-1359826920.jpg Великомученик Георгий Победоносец.
XVII−XIХ века
post-5554-0-02645100-1359826954.jpg Великомученик Дмитрий Солунский. 
XIX век
post-5554-0-70326100-1359826988.jpg Пророк Илия.
XVIII−XIХ века
post-5554-0-98084900-1359827024.jpg Пророк Илия.
XVIII−XIХ века
post-5554-0-08282100-1359827061.jpg Параскева−Пятница.
XVIII−XIX века
post-5554-0-56382800-1359827106.jpg Преподобный Сергий Радонежский. XIX век
post-5554-0-92846200-1359827163.jpg Преподобный Нифонт.
XIX век
post-5554-0-79150100-1359827207.jpg Мученик Никита.
XVII−XIХ века
post-5554-0-82600900-1359827242.jpg Св. мученик Трифон. 
XIX век
post-5554-0-49701200-1359827295.jpg Св. мученик Уар.


  • 2

#3 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:23

post-5554-0-69014900-1359827337.jpg Св. мученик Паисий.
XIX век
post-5554-0-60021700-1359827369.jpg Святые Борис и Глеб.
XVIII−XIХ века
post-5554-0-60021700-1359827369.jpg Святые Кирик и Улита. 
XVIII− XIХ века
post-5554-0-59602600-1359827468.jpg Святые Власий и Афанасий.
XIX век
post-5554-0-61585300-1359827515.jpg Преподобные Зосима и Савватий
post-5554-0-67063300-1359827547.jpg Святые равноапостольные Константин и Елена
XVIII век
post-5554-0-17683400-1359827603.jpg Три святителя.
XVIII−XIХ века
post-5554-0-45585700-1359827636.jpg Преп. Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Алексий, Божий человек.
post-5554-0-29648600-1359827738.jpg Св. мученики Иоанн Воин, Харлампий и Вонифатий.
XIX век.
post-5554-0-32476300-1359827786.jpg Избранные святые. 
XVII−XIХ века
post-5554-0-48771200-1359827851.jpg post-5554-0-48937200-1359827840.jpg «Знамение» с избранными святыми.
XVIII век
post-5554-0-92349700-1359827887.jpg Избранные святые.
XIX век
post-5554-0-35746100-1359827924.jpg Избранные святые.
XIX век
post-5554-0-55807700-1359827952.jpg Избранные святые.
XIX век
post-5554-0-55105300-1359827980.jpg Святитель Митрофаний Воронежский. XIX век 


  • 2

#4 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:24

ОБРАЗЫ ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ ИИСУСА ХРИСТА
post-4245-0-78077200-1359996900.jpg   post-4245-0-76802900-1359996904.jpg post-4245-0-09306400-1359996909.jpg post-4245-0-61499500-1359996914.jpg   post-4245-0-51733900-1359996918.jpg   
post-4245-0-42098700-1359996923.jpg post-4245-0-51829400-1359996928.jpg post-4245-0-86720600-1359996932.jpg post-4245-0-74460100-1359996936.jpg   post-4245-0-26877000-1359996941.jpg 
post-4245-0-71698000-1359996945.jpg   post-4245-0-44890200-1359996950.jpg   post-4245-0-06831100-1359996955.jpg   post-4245-0-13402400-1359996960.jpg


  • 2

#5 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:26

СЮЖЕТ
"ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
(ПАНТОКРАТОР)"

post-4245-0-21420000-1359997338_thumb.jp

ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА

Пантократор - один из шести основных иконографических типов изображения Христа. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловек. Он родился (см. Рождество Христово) в Палестине, в Вифлееме, от Девы Марии (см. Богоматерь) по наитию Духа Святого. Через сорок дней после рождения, Младенец Иисус был принесен Матерью и Иосифом Обручником в храм к старцу Симеону, ожидавшему скорого пришествия Мессии - Спасителя, для совершения закона, обряда посвящения. Состоялась символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. (см. Сретение Господне) На 30-м году жизни Христос принял от Иоанна крещение в Иордане (см. Крещение Господне). Отправился в пустыню, постился там сорок дней и был искушаем сатаной. Проповедовать начал в Галилее избранием двенадцати апостолов. На вершине горы Фавор, куда Спаситель возвел избранных учеников, Он явил им славу Своего Божества (см. Преображение Господне). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окруженный учениками, торжественно вошел в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим) и совершил вечерю, на которой установил новозаветное таинство евхаристии. В сопровождении трех своих учеников - Петра, Иакова и Иоанна, Христос отправился в Гефсиманский сад, где молился Отцу Своему, чтоб миновала Его предстоящая Ему чаша страданий. Иуда выдал Христа воинам синедриона. В синедрионе состоялся суд над Ним и для утверждения приговора члены синедриона привели Иисуса Христа к римскому прокуратору Понтию Пилату, который и приговорил Христа к распятию на кресте (см. Распятие Христово). На третий день после крестной смерти Иисус Христос воскрес из мертвых (см. Воскресение Христово), а в сороковой день в присутствии одиннадцати учеников вознесся на небо (см. Вознесение Господне). 
Много позднее, в IV столетии, Елена - мать Константина Великого, во время своего паломничества в Иерусалим, провела раскопки на горе Голгофе, в результате которых был обретен Крест, на котором был распят Иисус Христос. (см. Воздвижение Креста Господня)
Иконография Иисуса Христа очень обширна. Его изображают единолично или в сюжетах (в праздниках и с избранными святыми). Единоличные изображения могут быть оглавными, оплечными, поясными и в полный рост (стоящий или восседающий либо на троне, либо на радугах). Первое из всех изображений Христа в зрелом возрасте - оглавное, называемое Нерукотворный убрус (см. Спас Образ Нерукотворный) царя Авгаря, создан самим Христом и стал основой образа Спас оглавный. Из оплечных Спасов наиболее известны Спас Златые власы, Спас Ярое око. 
Самое распространенное среди поясных изображений - Спас Вседержитель с Евангелием (закрытым или открытым на определенном тексте). В полный рост (стоящим или сидящим) Христа пишут в гиматии и хитоне с Евангелием в руках, в сидячем же положении - в архиерейском облачении (Великий Архиерей) или в царских одеждах (Царь Царем), иногда с предстоящими Богоматерью в царских одеждах и Иоанном Предтечей. 
Фигура Иисуса Христа распятого на кресте, называется Распятием. (см. Распятие Христово) Иисус Христос до воплощения изображается реже, это Ангел Великого Совета (см. Спас Благое Молчание). 
Отрок или Младенец с Богоматерью (Богоматерь с Младенцем (см. Образы Богоматери), Недреманное око (см. Недреманное око), Преполовение) или самостоятельно в образе Эммануила. Иконы, изображающие Христа, широко бытуют самостоятельно или являются центрами деисисов (Деисусов) (см. Деисус). 
Крайне редко Его изображают в образе седовласого старца - этот образ известен под названием Иисус Христос Ветхий Денми. 
Тип изображения Христа - Вседержитель, или Пантократор, занимает главное место в храме: его помещают в центральном храме купола, на алтарной стене или в центре деисусной композиции. 
На иконе дается поясное (полуфигурное) изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий. Правая рука Его благославляет, а в левой Он держит раскрытое евангелие. 

Разновидности изводов
XVIII век
post-4245-0-35980900-1359997499_thumb.jp   post-4245-0-77207500-1359997503_thumb.jp   post-4245-0-08913600-1359997511_thumb.jp   post-4245-0-29444200-1359997515_thumb.jp 
XVIII-XIX вв.
post-4245-0-40394500-1359997668_thumb.jp 
XIX век
post-4245-0-36260700-1359997758_thumb.jp   post-4245-0-36291100-1359997762_thumb.jp   post-4245-0-02966400-1359997767_thumb.jp   post-4245-0-15921300-1359997773_thumb.jp 
БЕЗ ДАТИРОВКИ
post-4245-0-08095100-1359997941_thumb.jp   post-4245-0-57662600-1359997945_thumb.jp   post-4245-0-56954300-1359997950_thumb.jp   post-4245-0-46933100-1359997955_thumb.jp   post-4245-0-29829900-1359997960_thumb.jp   post-4245-0-39207700-1359997966_thumb.jp   post-4245-0-03514300-1359997972_thumb.jp   post-4245-0-77214700-1359997976_thumb.jp   post-4245-0-74471200-1359997980_thumb.jp   post-4245-0-97329000-1359997985_thumb.jp   post-4245-0-78152900-1359997989_thumb.jp   post-4245-0-33584200-1359997994_thumb.jp   post-4245-0-86737000-1359997998_thumb.jp   post-4245-0-44481000-1359998003_thumb.jp


  • 2

#6 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:27

СЮЖЕТ
"ДЕИСУС"

post-4245-0-08475400-1360235490_thumb.jp 
ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА


Спас Вседержитель, или Пантократор - один из шести основных иконографических типов изображения Христа. К нему же относится и Деисус.
На иконе дается поясное (полуфигурное) изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий. Правая рука Его благославляет, а в левой Он держит раскрытое евангелие.
"Деисус" - в переводе с греческого означает "моление", "прошение", "предстояние". В этих иконах выражена идея заступничества святых за род человеческий перед Христом, Великим судией. В центре композиции - Спас Вседержитель (Христос), по обеим сторонам которого обращенные к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в Деисусе изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие, а также избранные святые в строго определенном порядке - чине. Деисусы бывают оглавные, оплечные, поясные и в рост. Изображения размещают на одной, или нескольких иконах (см. Деисус. Избранные святые).

Разновидности изводов
XVI-XVII вв
post-4245-0-11841000-1360235649_thumb.jp   post-4245-0-37007500-1360235652_thumb.jp   post-4245-0-92986700-1360235656_thumb.jp   post-4245-0-05294600-1360235662_thumb.jp   post-4245-0-72901900-1360235665_thumb.jp 
XVIII век
post-4245-0-27416500-1360235850_thumb.jp   post-4245-0-69355700-1360235854_thumb.jp   post-4245-0-52704000-1360235860_thumb.jp   post-4245-0-37931300-1360235867_thumb.jp   post-4245-0-62603500-1360235871_thumb.jp 
XIX век
post-4245-0-97189400-1360235986_thumb.jp   post-4245-0-51728500-1360235990_thumb.jp 
БЕЗ ДАТИРОВКИ
post-4245-0-01299200-1360236137_thumb.jp   post-4245-0-33342700-1360236141_thumb.jp   post-4245-0-27180300-1360236147_thumb.jp   post-4245-0-09956600-1360236151_thumb.jp   post-4245-0-20169600-1360236155_thumb.jp   post-4245-0-17414000-1360236248_thumb.jp   post-4245-0-57348400-1360236251_thumb.jp


  • 1

#7 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:29

 

СЮЖЕТ
"ДЕИСУС. ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ"
post-4245-0-81394400-1360685631_thumb.jp 
ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА


Спас Вседержитель, или Пантократор - один из шести основных иконографических типов изображения Христа. К нему же относится и Деисус.
На иконе дается поясное (полуфигурное) изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий. Правая рука Его благославляет, а в левой Он держит раскрытое евангелие.
"Деисус" - в переводе с греческого означает "моление", "прошение", "предстояние". В этих иконах выражена идея заступничества святых за род человеческий перед Христом, Великим судией. В центре композиции - Спас Вседержитель (Христос), по обеим сторонам которого обращенные к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в Деисусе изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие, а также избранные святые в строго определенном порядке - чине. Деисусы бывают оглавные, оплечные, поясные и в рост. Изображения размещают на одной, или нескольких иконах (см.Деисус). 


Разновидности изводов

XVII век


post-4245-0-40933900-1360688333_thumb.jp   post-4245-0-47051500-1360688347_thumb.jp   

post-4245-0-83041100-1360688360_thumb.jp   post-4245-0-38178800-1360688366_thumb.jp   post-4245-0-96792500-1360688351_thumb.jp

post-4245-0-65280400-1360688338_thumb.jp   post-4245-0-95925400-1360688342_thumb.jp    post-4245-0-26177000-1360688356_thumb.jp

XVIII век

post-4245-0-85595900-1360689060_thumb.jp   post-4245-0-99148500-1360689064_thumb.jp

post-4245-0-92135500-1360689069_thumb.jp   post-4245-0-15242700-1360689074_thumb.jp


  •  
  •  

 


  • 1

#8 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:30

СЮЖЕТ
"СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ
(АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА)"

post-4245-0-87405400-1360690306_thumb.jp 
ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА

Ангел Благомолчания, Ветхий Денми. 
Один из шести основных иконографических типов изображения Христа. На этой иконе Христос изображен до Своего прихода к людям в виде Ангела Великого Совета - прекрасного юноши в белой мантии с широкими рукавами со сложенными и прижатыми к груди руками и с опущенными крыльями за спиной. В этой иконе вместо кресчатого нимба изображается в нимбе восьмиконечная звезда из двух квадратов: один огненный, свидетельствующий о божественности Господа, другой - черно-зеленый (или иссиня-черный), знаменующий собой мрак непостижимости Божества.   

 

Разновидности изводов

XIX век  

post-4245-0-02669300-1360690352_thumb.jp   post-4245-0-35207300-1360690360_thumb.jp   post-4245-0-41919300-1360690366_thumb.jp   post-4245-0-55075100-1360690372_thumb.jp   post-4245-0-34259500-1360690376_thumb.jp


  • 2

#9 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:31

 

СЮЖЕТ
"СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО"

post-4245-0-36060100-1360691646_thumb.jp 
ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА


Спас Недреманное Око, особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. 
Иконография складывается на основе некоторых библейских пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа. 
В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV в. одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи. 

Разновидности изводов
post-4245-0-31970700-1360691675_thumb.jp

 


  • 1

#10 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 31 Август 2013 - 12:32

СЮЖЕТ
"СПАС СМОЛЕНСКИЙ
(с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским)"

post-4245-0-22929600-1365529374_thumb.jp 
ТОЛКОВАНИЕ СЮЖЕТА


Тип стоящего и благословляющего Христа с Евангелием получил название Христа Халкита, или Халкитиса, по несохранившейся мозаике, находившейся над главными вратами константинопольского императорского дворца (Халки). Не сохранился и повторявший ее мозаичный образ на западной стене центрального нефа Софии Константинопольской, также над императорскими вратами. Благословение Спасителя в данном случае обращалось в первую очередь к императору, проходящему через врата, хотя распространялось и на всех присутствовавших в храме. Подобный тип встречался в византийской книжной миниатюре, прикладном искусстве и иконописи. В русском искусстве изображение Спасителя типа Халкита находится, например, на новгородских кратирах конца XI - первой трети XII в. и на обороте новгородского же креста-мощевика рубежа XIII-XIV вв. из Хильдесхайма. Значительно большее распространение на Pycи получил другой вариант ростового изображения Христа - "Спас с припадающими". Первой русской иконой, где святые припадают к ногам стоящего Спасителя, считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В.И. Антонова, как и последующие авторы, без ссылки на источник пишет, что в 1521 г. эта икона была заменена фреской. Поэтому иконографический вариант ростового Спаса с припадающими в литературе и носит наименование Спаса Смоленского (так он значится, в частности, у Н.П. Кондакова). Существует также точка зрения, согласно которой "Смоленским" может называться только образ с припадающими Варлаамом и Сергием, поскольку именно он находисся над Спасскими (Фроловскими) воротами; все же другие варианты только повторяют его композиционную схему.
Среди прихожан московской церкви Иоанна Воина на Якиманке бытует легенда, что икона "Спас с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским", находящаяся в этой церкви в киоте справа перед иконостасом, была перенесена туда со Спасской башни Кремля. Однако в действительности она по описям XVIII в. значится в местном ряду иконостаса. Очевидно, икона была создана для храма Иоанна Воина вместе с первоначальным иконостасом (1717 г.)15. Что же касается образа с кремлевской башни, то нет достаточных оснований утверждать, что это была именно икона, а не фреска. О времени появления надвратного образа (иконы или фрески) говорится только в поздних источниках, причем авторы связывают его с чудом 1521 г. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: "Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию". Судя по всему, мнение о помещении над Фроловскими воротами изображения Спаса Смоленского около 1514 г. возникло, с одной стороны, на основании имевшегося там образа Спаса с Сергием и Варлаамом, и, с другой, в результате именования этого образа Смоленским. Однако сам факт возникновения некоей новой иконографии Спасителя в 1514 г. достаточно достоверен: в этом году в благодарность за взятие Смоленска у Москворецких (Водяных) ворот Китай-города, недалеко от Фроловских ворот Кремля, возвели церковь Спаса Всемилостивого, "зовомого Смоленского"; в ней, несомненно, имелась храмовая икона с таким названием.
Тем не менее икона, которая была написана в ознаменование взятия Смоленска, не могла включать образы Сергия и Варлаама. Эти последние справедливо связывают с чудесным видением слепой монахине Вознесенского кремлевского монастыря, имевшим место на 7 лет позже написания иконы. История с чудом достаточно известна: она существовала уже в XVI в. под названием "Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских". В 1521 г. к Москве подошли крымские татары под предводительством Махмет-Гирея. В это время некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, "яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах" - митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители. Они выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и "прочие святыни". В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, "чесо ради исходити из града сего". Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи "прогневаша Бога и святых Его" и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя. Участие в этом деянии Сергия может объясняться как его исключительным авторитетом, так и наличием в Кремле подворья Троице-Сергиева монастыря, Варлаам же был тезоименит митрополиту всея Руси Варлааму I, который принимал активное участие в событии ("со всем собором... и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху" ).
Рассказ о чуде, существовавший уже в XVI в. в разных вариантах, несомненно, и стал причиной появления иконографии Спасителя с припадающими Сергием и Варлаамом. Возможно, первой такой иконой, написанной в память о чуде, в действительности является икона "Спас с притчами" середины XVI в. из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Она никогда не находилась на башне, но в источниках нет упоминаний о том, когда образ Спаса с припадающими Сергием и Варлаамом появился над кремлевскими воротами: это могло произойти значительно позднее 1521 г. В таком случае надвратная икона (или фреска) могли быть списком с образа Благовещенского собора.
Однако сказанное не снимает вопроса о том, какая же икона все-таки находилась с 1514 г. на Фроловской башне. Нам кажется, что ответ может подсказать иконография "Спаса с Варлаамом и Сергием". Прежде всего отметим, что в рассказе о чуде при нашествии Махмет-Гирея ничего не говорится о явлении преподобным Спасителя: Сергий и Варлаам "припадаша к ногам" московских и ростовских святителей, а не Христа. Если бы икона в память события 1521 г. создавалась по литературному источнику, очевидно, на ней изображался бы собор московских святителей с иконой Богоматери Владимирской и коленопреклоненными Сергием и Варлаамом. В "Сказании" фактически содержится программа такой иконы - зрелище, открывшееся инокине, "бяху видением образа якоже на иконах пишутся велицыи рустии собори: святителие чудотворцы Петр и Алексей, Иона и Левонтей Ростовский и с ними мнози святителие и чудотворцы". Формированию такой иконографии в XVI в. ничто не препятствовало: как известно, тогда возникли и значительно более сложные и нетрадиционные изводы. Надо думать, что Спаситель занял место московских святителей потому, что описанная сцена происходила перед Спасскими (Фроловскими) воротами, где уже находилась ростовая икона Спасителя - собственно "смоленская".
Можно ли представить себе ее иконографию? В принципе это мог быть образ Христа Халкита, что кажется вполне логичным, учитывая его связь с персоной императора и расположение над воротами. Однако нет свидетельств о том, что "императорская" принадлежность образа, как и он сам, были известны на Руси во время Василия III. Кроме того, и на иконе из Благовещенского собора, и на ряде вариантов-повторений, и на иконе из церкви Иоанна Воина в верхних углах изображены ангелы с орудиями Страстей, отсутствующие на изображениях Христа Халкита. При этом ангелы не имеют никакого отношения к видению инокини Вознесенского монастыря и не могли появиться в связи с чудом 1521 г. Следовательно, можно предположить, что они присутствовали на первой "смоленской" иконе. Имелись ли там фигуры припадающих? Мы склонны ответить на этот вопрос утвердительно, учитывая как более ранние, так и более поздние варианты русских ростовых изображений Спасителя. Строго говоря, в русском искусстве до XVI в. имел распространение только один такой вариант - Христос с припадающими женами-мироносицами иллюстрирующем текст Евангелия от Матфея: "Егда же идясте возвестити учеником Его, и се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся. Оне же приступльше ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему" (Мф. XVIII, 9). Речь идет о Марии Магдалине и "другой Марии" (согласно церковной традиции, сестре Лазаря), которые пришли ко гробу Господню и услышали благовествование от ангела, сидящего на отваленном камне, о Воскресении Христовом. Жены, поспешив сообщить радостную весть ученикам Христа, встретили по дороге его самого и, взявши Господа за ноги, поклонились ему. Этот сюжет представлен, в частности, на фреске северной стены трансепта Софии Киевской (XI в.), на фреске восточной стены северной ветви подкупольного креста Спасского собора Мирожского монастыря (XII в.), на вставной миниатюре Хлудовской псалтири (начало XIV в., ГИМ). В первых двух случаях Христос показан фронтально, правая его рука приподнята в благословении, левая сжимает свиток. На миниатюре Спаситель изображен в легком повороте, обеими руками, опущенными вниз, он благословляет мироносиц. Исследователи считают, что "монументальный", или "симметричный", извод "Явления Христа женам-мироносицам" мог прямо воздействовать на возникновение композиционной схемы "Спаса Смоленского".
Однако в описанном иконографическом типе не встречается изображение ангелов с орудиями Страстей, поскольку оно противоречило бы смыслу изображенного. По нашему мнению, реконструировать сюжет "Спаса Смоленского" можно на основании более позднего памятника - иконы "Всемилостивый Спас с 20 клеймами праздников" середины XVII в. из местного ряда иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле. Христос на ней представлен фронтально, в правой руке он держит раскрытое Евангелие с текстом, опущенной левой благословляет коленопреклоненную жену. Жена, изображенная справа, отирает ступню Спасителя своими волосами; на первом плане стоит золотой сосуд. Это непосредственная отсылка не к Евангелию от Матфея, а к Евангелию от Иоанна, где говорится о пребывании Христа в доме Марфы и Марии за шесть дней до Пасхи: "Мария же приемши литру мира... помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе его" (Ин. XII, 3). Присутствовавший при этом Иуда предложил продать миро и раздать деньги нищим, но Христос объяснил, что миро должно быть сбережено ко дню Его погребения. Таким образом, на иконе запечатлено событие, имевшее место не после воскресения, а до крестной смерти Христа, в преддверии его страданий. В таком случае понятно изображение ангелов, аналогичное соответствующей детали икон Богоматери Страстной: они напоминают о грядущих муках, так же как возливаемое Марией миро говорит о грядущей смерти.
Если допустить, что на иконе "Спаса Смоленского" изначально были представлены сестры праведного Лазаря, Марфа и Мария, это восстанавливает первоначальную логику иконографии: преобразование искупительной жертвы Христа. Не случайно и "Спас с мироносицами" из Ярославля, и "Спас с притчами" из Кремля носят явно учительный характер. Помимо наличия клейм, где излагается земная жизнь Христа или сущность его учения, об этом говорит выразительный жест Христа на иконе из Благовещенского собора. Спаситель не благословляет припадающих, а указывает на раскрытое Евангелие как на свидетельство о себе и об искуплении первородного греха человечества.
В то же время этот жест близок к "закрытому" благословению, каким оно выглядит на перечисленных выше образах Христа Халкита. Скорее всего, и изображение Евангелия на протографе благовещенской иконы соответствовало его изображению в типе Халкита, то есть было закрытым. На эту мысль наводит расположение книги: раскрытый кодекс кажется механически приписанным к левой руке Спасителя, которая слишком приближена к торсу Христа, а кисть согнута таким образом, что в реальности никак не могла бы удержать раскрытую книгу (пальцы вытянуты параллельно нижнему обрезу). На более поздних иконах "Спаса с припадающими" пальцы Христа изображаются перпендикулярно нижнему обрезу, а книга стоит на ладони (например, "Спас Вседержитель с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мучеником Феодором" конца XVI - начала XVII вв. из Троицкого собора Соловецкого монастыря, музей "Московский Кремль"; перевод с иконы "Спас Вседержитель с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским" из Сийского иконописного подлинника ).
Итак, икона "Спаса Смоленского", написанная и, возможно, поставленная над Фроловскими вратами предположительно в 1514 г., по нашему мнению, представляла Христа с припадающими Марфой и Марией и с ангелами, несущими орудия Страстей. Не исключено, что на иконографию центрального образа повлиял также древний тип Христа Халкита (положение рук Спасителя и Евангелие вместо свитка).
Почему же именно этот "страдательный" извод был выбран в ознаменование военного триумфа? Вероятно, можно не сомневаться, что это напрямую связано с днем взятия Смоленска - 1 августа. В этот день соединяются два праздника: Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса. Неизвестно, существовала ли к 1514 г. та иконография Происхождения Честных Древ, которая представляла собой развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери "Пение всякое побеждается". В акафистных циклах упомянутый кондак обычно иллюстрировался изображением благословляющего Христа (Христос Всемилостивый) со свитком или Евангелием, предстоящих ему святителей и групп страждущих у источника-кладезя. Смысл данного сюжета связан с цельбоносным "Спасовым источником" у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях. Претерпев некоторые иконографические изменения, это клеймо акафистного цикла обрело самостоятельность в качестве иконы соответствующего праздника. Предполагают, что иконография, получившая название :"Происхождение Честного Креста Господня" сложилась в мастерской Дионисия в конце XV - начале XVI в., хотя самые ранние иконы на этот сюжет датируются первой половиной XVI в. Во всяком случае, новая иконография еще не успела получить распространение в начале XVI в. Поэтому допустимо предположение, что иконой первого дня августа с его двумя праздниками мог служить и образ Господа Вседержителя с орудиями его страданий. Фигуры Марфы и Марии, припадающих к ногам Спасителя, с одной стороны, усиливали "крестную" тему, а с другой, вносили в композицию геральдическую репрезентативность, подчеркивали величие Христа.
Та же иконографическая схема позднее была использована для иконы, которую написали в память чудесного избавления Москвы от вражеского нашествия в 1521 г., заменив сестер праведного Лазаря преподобными Сергием и Варлаамом. Этой иконой, как мы говорили выше, может являться "Спас с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом" из местного ряда Благовещенского собора. В связи с чудом изменилась и иконография собственно "смоленской" иконы, находившейся над Фроловскими вратами, где вместо Марфы и Марии также появились Варлаам и Сергий. Такая замена быстро привела к трансформации и смысла, и деталей иконографии, которую уже нельзя называть "Спасом Смоленским". Мария, возливавшая миро, приуготавливала Господа к грядущим страданиям; Сергий и Варлаам припадают к Нему с молением за жителей Москвы. Страстная тема заменилась патрональной - вначале по отношению к обитателям конкретного города, а вскоре и к другим лицам.
Скорее всего, первой парой святых, сменившей Сергия и Варлаама, стали Зосима и Савватий Соловецкие. Такое изображение, по иконографии очень близко напоминающее икону Благовещенского собора, имеется на обороте воздвизального креста, вложенного в Соловецкий монастырь старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 7069 (1560/1561) г. В Предтеченском приделе Успенской церкви Соловецкого монастыря, по описи 1582 г., была "пядница на золоте Спасов образ, а по странам Пречиста да Иван Предтеча, а у ног в молении чюдотворцы Зосима и Саватий". На иконе середины XVII в. из местного ряда вологодского Софийского собора Зосима и Савватий представлены у ног Спасителя вместе с Варлаамом и Сергием. Замена Сергия и Варлаама Зосимой и Савватием инициировалась "парностью" Зосимы и Савватия, близостью их иконографии к иконографии Сергия и Варлаама (что позволило автору или авторам упомянутого креста практически скопировать фигуры с благовещенской иконы или ее списка), а также, возможно, и посвящением Соловецкой обители второму августовскому господскому празднику - Преображению Господню.
Поза и одежды Христа на кресте с Соловков весьма точно совпадают с иконой Благовещенского собора (постановка ног, очертания развевающихся краев гиматия, скошенная линия ворота хитона, клавы на обоих плечах). Однако положение руки, держащей книгу, уже изменено, а десница в благословляющем жесте опущена к Зосиме. Благодаря этому сформировалась универсальная иконографическая матрица патронального предстояния-поклонения (проскинесиса, или адорации), куда можно было включать любых святых. В монастырях или монастырских вотчинах появились иконы, где место одного из преподобных занимал основатель монастыря. Та же схема использовалась для патронального заказа. Апофеозом развития этой иконографии можно считать прорись с иконы второй половины XVII в. "Спас Вседержитель с московскими святыми", где благословляющего Христа, к которому слетают ангелы с орудиями Страстей, окружают тридцать семь (!) предстоящих и припадающих московских святых. Важнейшей чертой сложившегося извода Спаса с припадающими стала особая направленность жеста благословения, обращенного не к молящемуся перед иконой, а к святому (святым), поклоняющимся Христу. В некотором отношении такая иконография была "закрытой" для всех, кроме заказчиков иконы, репрезентируемых адорантами.
На этом изменения смысла иконографии не завершились. В Евангелии Христа из Благовещенского собора содержится текст из Нагорной проповеди, вполне отвечающий учительной теме: "Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный" (Мф. VI, 14). Но раскрытая книга в руке Спасителя, очевидно, невольно обращала мысль к текстам, используемым в среднике деисусного ряда, и соответственно отсылала к идее Страшного суда. Появились небольшие ростовые деисусы, где центральной иконой стал образ Спаса с припадающими: эсхатологическая тематика в них выявлялась весьма наглядно. Таков, например, деисус рубежа XVII-XVIII вв. из Ярославского художественного музея, где в центре находится образ стоящего Спасителя с предстоящими и припадающими Василием Великим, первомученицей Феклой, Алексием человеком Божьим и мученицей Ульянией (Юлианией). Нимб Христа окружен летящими ангелами, двое из которых несут орудия Страстей. В раскрытом Евангелии приведена надпись, известная с рублевских времен: "Придите ко Мне вси труждаущися (так!) и обремененные и Аз упокою вы" (Мф. XI, 28). Как справедливо предположила О.Б. Кузнецова, здесь представлена группа патрональных святых, молящая в Судный день за некое ярославское семейство.
Тот же "деисусный" текст читается в Евангелии Спаса из собрания В.А.Бондаренко. Он однозначно связывается со средником деисусного чина и со Страшным судом - тема, весьма актуальная в начале петровской эпохи. При этом благословение Спасителя, как уже отмечалось, не обращено к предстоящим перед иконой. Но в данном случае оно не обращено и к припадающим, поскольку таковые отсутствуют. Вряд ли можно предположить, что перед нами усеченный вариант некоего извода Спаса с припадающими Сергием и Варлаамом, где преподобные размещались внутри Кремля. Иконы с архитектурными мотивами подразделяются (на материале изображений монастырей) на несколько изводов, в том числе: "монастырь у ног преподобного; преподобный или преподобные держат в руках модель монастыря; святой на фоне монастыря или среди его построек; святой у монастыря, представленного частью ансамбля; монастырь представлен главным храмом, модель которого преподобный держит в руках; основатель монастыря у кельи и храма либо только у кельи; преподобный в интерьере - в тех случаях, когда это связано с житийной легендой". Кремли в иконах встречаются значительно реже, чем монастыри, но в основном их изображения подчиняются тем же закономерностям. В большинстве случаев святые стоят на фоне кремля или же кремль располагается у их ног ("Митрополит Алексий" из московской церкви Алексия митрополита в Глинищах, 1690-е годы, ГТГ"1; "Св. Максим Блаженный", прорись с иконы XVII в.; "Преподобный Сергий Радонежский с видами Кремля и Троице-Сергиева монастыря", частное собрание). Иногда святые держат "на воздусех" кремль или его главный храм - городской собор. Есть варианты, когда кремль представлен частью ансамбля или соборным храмом. К типу "святой в интерьере" относится, например, известная икона Муромского историко-художественного и мемориального музея середины XVII в. с житием святых Петра и Февронии, где Петр показан в палатах муромского кремля. Из всех перечисленных изводов применительно к кремлям отсутствует только вариант со святым у кельи, но зато имеется "дополнительная" иконография Богоматери Боголюбской, где, начиная с XVII в., Царицу Небесную могли изображать в облаках над Московским Кремлем.
Наименее распространенным из всех перечисленных был извод, когда святой (святые) находились внутри монастыря или кремля. Он представлен на иконе Симона Ушакова "Похвала иконе Богородицы Владимирской" с ее сложной символико-аллегорической программой (1668, ГТГ). За стенами Московского Кремля стоят митрополит Петр и Иоанн Калита, насаждающие древо российской святости (впрочем, главным объектом моления являются не они, а образ Богоматери). Внутри муромского кремля показаны муромские святые на иконе второй половины XVII в.60 Однако поместить внутрь Кремля преподобных Сергия и Варлаама было невозможно хотя бы потому, что их встреча с московскими святителями произошла уже за кремлевскими воротами, в Китай-городе: "от Ильинскаго крестца скоро течеше... великий преподобный Сергий чудотворец", после чего святители "шествие паки творяху во град". По преданию, Лобное место было устроено именно на месте этой встречи. Таким образом, можно заключить, что изображение Кремля на иконе из собрания В.А.Бондаренко возникло вполне самостоятельно и не связано непосредственно с чудом 1521 г.
Итак, в результате длительной трансформации иконографии "Спаса Смоленского" возник в высшей степени оригинальный вариант. Текст в Евангелии, с одной стороны, и благословляющий жест, с другой, говорят о покровительстве в день Страшного суда, но о покровительстве не отдельному лицу или лицам, а городу - Москве, метонимически обозначенной Кремлем.
Впрочем, главный смысл иконы, очевидно, заключается не просто в Божественной защите Москвы в очередных конкретных исторических обстоятельствах, но в наглядной манифестации ее как града Божьего - селения Вышнего, где Бог неотступно пребывает "посреде его". Это подводит к теме Москвы как образа Иерусалима, существовавшей в древнерусской традиции и актуализировавшейся во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. в связи с расколом и реформами Петра I.
  

Разновидности изводов

 

XVII век

post-4245-0-74408500-1365529457_thumb.jp

 

XVIII век

post-4245-0-60381800-1365529486_thumb.jp   post-4245-0-61122500-1365529490_thumb.jp

 

XIX век

post-4245-0-43272800-1365529526_thumb.jp   post-4245-0-29998000-1365529531_thumb.jp

 

Без датировки

post-4245-0-62515900-1365529551_thumb.jp   post-4245-0-78528600-1365529556_thumb.jp   post-4245-0-71136000-1365529562_thumb.jp   post-4245-0-29432600-1365529567_thumb.jp   post-4245-0-29743000-1365529572_thumb.jp


  • 4

#11 Offline   олегалександрович

олегалександрович

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
    • Member ID: 7 519
  • 12 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 20
  • Имя:олег

Отправлено 28 Июль 2020 - 10:40

Образы Богоматери

Смоленская

1.1.jpg 1.2.jpg 1.3.jpg

1.5.jpg

 

Владимирская

2.1.jpg 2.2.jpg 2.3.jpg

 

Тихвинская

3.jpg

 

Казанская

4.1.jpg 4.2.jpg

 

неопр

IMG_0688.jpg

Прикрепленные изображения

  • 1.4.jpg

  • 1

#12 Offline   олегалександрович

олегалександрович

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
    • Member ID: 7 519
  • 12 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 20
  • Имя:олег

Отправлено 28 Июль 2020 - 17:17

Казанская

IMG_0701.jpg

 

Образы святых

1.0.jpg 1.1.jpg

IMG_0674.jpg

 

Образ Христа

2.1.jpg 2.2.jpg

 

 

 

 

 

Прикрепленные изображения

  • 2.0.jpg

  • 1

#13 Offline   олегалександрович

олегалександрович

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
    • Member ID: 7 519
  • 12 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 20
  • Имя:олег

Отправлено 02 Август 2020 - 14:47

IMG_0699.jpg IMG_0691.jpg

IMG_0694.jpg

IMG_0695.jpg IMG_0697.jpg


  • 0




Яндекс.Метрика