Перейти к содержимому











   



Фотография

Замки: Федор Варыпаев, Клейма Федора Варыпаева


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:08

Серия заметок «Замки: Федор Варыпаев»
 
Данный материал был подготовлен совместно Игорем Заворотько (nm_sp)- автором «Сборника информационных материалов коллекционера ножевых изделий» и Александром Владимировичем (Александр Владимирович), любезно предоставивший фотографии своей коллекции. 
 
Так уж получилось, что одной из первых находок был убитый, расколотый, без дужки замок Варыпаева. И стало интересно: кто он, откуда, сколько их делал, каких форм и т.п.? Сам не заметил как «втянулся» в замочную тему. 
Про Федора Варыпаева очень много статей (сделайте запрос в поисковых системах), но минимум информации про сами замки и клейма на них. Попробуем восполнить данный пробел, не забыв упомянуть об авторе этих шедевров и его «подвигах». 
Начало мастеровой карьеры Варыпаева Федора Михайловича - замки, приготовленные из медного сплава и стали (по этой причине почти все пошедшие до нас замки имеют сгнивший внутренний запорный механизм – прим.авт.). Корпеть над слесарными тисками и колдовать в литейной он начал еще подростком, приняв эстафету от родителя, почившего в 1833 году. Спустя десять лет, перейдя от простых замков к солидным запорным устройствам, обладавшим красивыми формами, снабженным секретами, он (крестьянин графа Шереметьева, с. Павлово) добился «Публичной похвалы за замки обыкновенные и медные литые» на «Третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года», где впервые представил свою продукцию. 
Производство замков старшим Варыпаевым было основано с 1813 года.
ced314b38e76.jpg
По сегодняшним меркам Федор Варыпаев был тот еще пиарщик и старался участвовать почти во всех выставках того времени, при этом получая заслуженные знаки внимания:
- Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге 1849 года - Публичная похвала;
- Нижегородская выставка 1849 года - Публичная похвала за замки;
- Нижегородская выставка 1853 года - Публичная похвала за стальные изделия вообще.
 
Интересны клейма того времени, когда у Варыпаева еще не было права наносить государственный герб на свои изделия. Попробую расположить их в хронологии получения наград и званий.
Ниже скорее из раннего, т.к. только фамилия и первая буква имени. Но допускаю, что из-за малых размеров замка могло быть такое сокращение.
4875e78512f1.jpg
Затем (или параллельно) используется полное имя. Интересное написание буквы «Ф»
332c2d42fa20.jpg
Появление короны, но не государственного герба
1711ca0c0b22.jpg 272246d5ef9f.jpg
Эти клейма довольно высокого качества, т.к. рельеф волос и бороды сделан как бы в полутонах. 
529a1863f458.jpg ad571a7b98a2.jpg
f796a547b933.jpg
- Во время посещения государем императором с государыней императрицею Нижнего Новгорода в 1858 году - Ф.М. Варыпаев поднес их императорским величествам стальные изделия и получил в награду серебряную медаль с надписью «За полезное» для ношения в петлице на Станиславской ленте;
- Пензенская выставка 1859 года - Похвальные листы за ножницы, перочинные ножи и замки.
 
Указание места происхождения изделия в те времена не редкость, но таких замков Варыпаева (мне) встречалось очень мало. Над именем буква «М» с надписью – возможно обозначение «малой медали», а возможно имя автора (сын племянника Ивана - Михаил)
f0dbeb977895.jpg cdb775c3ddc3.jpg
На этом в круге «ЗА» - возможно обозначение серебряной медали с надписью «За полезное»
570d3bb225ac.jpg
Появляется портрет Варыпаева (нет бороды) и предположу его жены (дамы сердца). 
d31cbc1c93bc.jpg aac78627fc14.jpg
a916ddfb1962.jpg
47f3249b2f7b.jpg 2e57d41c308a.jpg
Видать сэкономили на изготовлении клейма – только профили 
70b8ff58bf1b.jpg fbf1dec20632.jpg
На этих его портрет с бородой и возможно изображение медали. Правое клеймо очень маленькое.
f068002ea730.jpg 37d7bfeb7bd5.jpg
Часто встречаются буквы в кружках. Может имена (Иван и Михаил), может обозначение медалей.
618324e3c561.jpg

Еще одно интересное клеймо - сверху крест, снизу корона
4ba0b337434a.jpg
 

«Однако настоящий успех к Ф.М. Варыпаеву пришел с обращением его к ножевому производству, когда благодаря не только старанию и трудолюбию, но и ловкости, предприимчивости, удаче он превратился из заурядного мастерового во владельца крупного сталеслесарного заведения, выпускавшего в год товара на 60-70 тысяч рублей. Именно ножевой товар поставлял Варыпаев царствующему дому Романовых, именно он принес ему громкую славу на российских и международных выставках».
 
1861 год - был самым результативным на всякие награды:
- 22 февраля 1861 года, от Императорского вольного экономического общества - За производство хирургического инструмента и за замки - малую серебряную медаль;
- Выставка русских мануфактурных произведений в С.-Петербурге 1861 года (Варыпаев Федор Михайлович, временно-обязанный крестьянин, с. Павлово) - За представленные ножевые изделия и хирургические инструменты - большую серебряную медаль. Ежегодно выделывает различных стальных изделий на сумму до 75 тыс. руб.;
- Нижегородская выставка 1861 года - За хирургические инструменты и прочие стальные изделия - большую серебряную медаль;
- 31 марта 1861 года, от Медицинского департамента Министерства Внутренних Дел (Временно обязанный крестьянин Ф. М. Варыпаев ) - За представленные хирургические инструменты - похвальный лист и подарок набора хирургических инструментов. ( "Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861г:- “временно обязанный крестьянин Ф. М. Варыпаев, производящий ежегодно разных изделии на 75,000 руб. сер. Им представлена весьма большая коллекция: винтовальные доски, коловороты, щипцы, замки, бритвы, ножи, ножички и проч. и проч., и все превосходной работы; но самыми любопытными предметами, в этой коллекции были отличной отделки хирургические и акушерские инструменты, как нам сказывали, достоинства самого высокого...).
 
- Международная выставка промышленности в Лондоне 1862 года - Удостоен почетного звания за ножи, ножницы и т.п. Перечень представленных товаров до 30 наименований (в основном все виды ножей, бритв, ножниц). Приглашен быть членом британского Общества поощрения наук, искусств, мануфактур, земледелия, торговли.
- Нижегородская ярмарка 1863 года - Награжден серебряной медалью с надписью «За усердие», для ношения в петлице на Аннинской ленте;
- На Пятой Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 года (Варыпаевы Иван Алексеевич и Федор Михайлович, крестьяне, с. Павлово) - награждены правом изображения Государственного герба. Рабочих от 15 до 30 человек и вне фабрики до 100 человек. Годовое производство от 35 до 50 тыс. руб. сер. 
 
С этого года (1865) Варыпаев впервые получает право наносить государственный герб на слесарные предметы собственной выделки. Клейма принимают более законченный вид и также отличаются хорошей проработкой.

c91a583b37f4.jpg 93f92df6674b.jpg
f6e607e6ec5a.jpg 9761767587b4.jpg

Еще один интересный факт – есть клейма с государственным гербом и буквой «А», а есть с буквой «А» и римскими «II» (ниже). Смотрим годы правления всех царей, в период деятельности Варыпаева, и не совсем ясно кого Александра он имел в виду, ставя одну «А». 
Николай I - 1826 - 1855
Александр II - 1854 - 1881
Александр III - 1881 – 1894
Николай II - 1894 - 1918
Право нанесения герба у Варыпаева с 1865 года (период правления Александр II)
Предположу, что замки с «АII» наверняка были сделаны в период с 1865 по 1881гг. 

083ca58df41f.jpg 1f9e76ccd494.jpg 8feb0e877348.jpg


  • 0

#2 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:10

Участие в выставках продолжается:
- Парижская всемирная выставка 1867 года (Варыпаевы Федор Михайлович и Иван Алексеевич, с. Павлово). Перечень представленных товаров до 20 наименований (в основном все виды ножей, бритв, ножниц); 
- Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге 1870 года (Варыпаев Федор Михайлович с племянником Иваном Алексеевичем, с. Павлово) - Фабрика стальных изделий основана в 1813 году, а с 1858 года на ней выделываются хирургические инструменты. Ежегодно вырабатывается до 12 тыс. дюжин ножей и ножницы на сумму до 52 тыс. рублей, хирургические инструменты на 3 тыс. руб. На фабрике паровая машина в 8 сил и станки: самоточный, товарный, сверлильный. Работают на фабрике до 60 человек, вне – до 200;
- Московская политехническая выставка 1872 года (Варыпаевы Василий и Федор, с. Павлово) - Демонстрировали коллекцию выделки ножей, ножниц и железных замков, готовые изделий. Фабрика стальных изделий находится в Нижегородской губернии, Горбатовского уезда, в селе Павлове, основана в 1813 году. На ней находится паровая машина в 8 сил, 65 колес для полировки, 1 сверлильный и 1 токарный станки, 10 горнов при фабрике и до 20 и более вне ее, на фабрике 80 человек рабочих, а вне ее до 300 человек. В год выделывают до 15 тыс. дюжин разных ножей и ножниц на сумму до 75 тыс. руб. серебром;
- Венская всемирная выставка 1873 года (Варыпаев Федор Михайлович с племянником Иваном Алексеевичем, с. Павлово) - Стальные изделия: ножи и ножницы; вырабатывается в течении года до 15 тыс. дюжин разных ножей и ножниц, на сумму до 75 тыс. руб. Паровая машина в 8 сил, с приводом на 65 полировочных колес. Рабочих на самой фабрике до 80 чел. и вне ее более 300;
- Выставка(?) 1880 года – серебряная медаль;
- Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года (Варыпаев Федор, с. Павлово) - награжден правом изображения Государственного герба - За постоянное совершенствование производства ножевых изделий, высокое качество их, при чрезмерно высокой и ровной полировке, и в высшей степени разнообразный и изящный выбор форм, между которыми многие по рисункам русских художников, с вытравливанием лезвий украшениями из русского орнамента и поговорок.
- По представлению Министерства Финансов об особенных трудах по Всероссийской промышленно-хозяйственной выставке1882 г. в Москве и полезной деятельности на поприще отечественной промышленности награжден серебряной медалью для ношения на груди на Аннинской ленте с надписью «За полезное»;
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года (Варыпаев Федор Михайлович, горбатовский купец, придворный поставщик, фабрика стальных изделий, с. Павлово) - награжден правом изображения Государственного герба на изделиях - За долголетнюю полезную деятельность по производству ножевого товара и хорошее его качество. На фабрике имеется паровая машина в 60, 8 сил, взамен ее поставлен в настоящее время керосиновый двигатель, как более удобный. Применены взамен ручной работы, улучшенные технические приемы, сверлильный и токарные станки, станок с круглой пилой для резки ручек к ножам. Приводимые в движение керосиновыми двигателями, два пресса для прессования различных предметов. Рабочих 70 чел. мужч. – на стороне около 200 мужч., - 20 женщ.; - работают по 13 час., средн. зараб. плата от 12-30 р. в месяц; сырые материалы покупают в России и за границею, приблизительно на 10 т. р., а также перламутр, слоновая кость, черное дерево, черепаха, пальмовое дерево и проч. Сбыт в Россию и за границу в Болгарию. На Нижегородской ярмарке покупают для Персии, Хивы, Бухары и Сибири. 
 
Ниже интересное клеймо Варыпаева с гербом и медалями 

6bac13e52d9a.jpg8b56fa69bf9a.jpg

Не редки случаи появления замков сразу с двумя государственными гербами на лицевой и обратной стороне. Предположу, что тем самым автор пытался донести данное ему право использования символики и, следовательно, если два герба, то замок был сделан в период с 1882 по 1896гг. С последней даты на изделия наносились уже три герба. Это хорошо видно на ножевых изделиях и инструменте.
a9b300cd9127.jpg 78d8b88bcfd3.jpg
и еще
85bc4a5879ed.jpg aeafb3dc50c6.jpg

Замки с номерами.
Относительно часто вместе с клеймом идет номер (цифра). Если учитывать глубину номера (цифры), то он наносился вместе с клеймом, при этом еще на этапе заготовки. В качестве примере можно посмотреть замки ниже, где сначала на заготовку поставили клеймо с фамилией и номер 6, а уже после выполнена гравировка рисунка (линий).
 

7eca31a647f6.jpg 04d763a3ff85.jpg
02b9d735a481.jpg

На приведенной ниже фотографии слева два замка под номером 5, справа 3 и 8. 
Если сравнивать два больших замка (5 и 8), то по высоте они почти одинаковые, ширина тоже не очень отличается. Но номер разный…
По какой логике ставили цифры? Вроде оба амбарные…

c2bfb768e6b4.jpg
Здесь также почти два одинаковых по размеру замка с цифрами 7 и 8.
206395c6e17c.jpg

Выскажу основную версию нумерации замков, о которых говорили с коллегами по увлечению - типоразмер. Возможно, существовало несколько типов замков – для больших амбарных своя нумерация, для чемоданов и шкатулок своя. К этой версии склоняюсь в большей степени. Ее подтверждает и заметка из книги А.Смирнова «Павлово и Ворсма, известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии»:
«Производство замков в Павлове, по словам старожилов, из всех производств древнейшее, и до сих пор, за весьма немногими исключениями, оно осталось главным и значительным по числу рук мастерством. Замка выделывается до 100 разных сортов и величины. Главные виды его: шведский, которым занимаются до 260 мастеров; конный (или тульский) до 175, репчатый до 124, медный до 25, сумочный и чемоданный до 15, с секретом до 5 мастеров, ковкою дуг к замкам занимаются отдельно до 40, пружин - 4 и ключей - 5 мастеров. Кроме этих главных сортов замка, можно насчитать еще несколько, составляющих уже виды поименованных выше; так: коробчатые замки разных форм, черный с обручиком, белый с обручиком, замки ключом и другие; из них черный с обручиком считается самым старинным.»

  • 0

#3 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:11

Родственники Федора Варыпаева 
Хотелось бы немного рассказать о родственниках Федора Варыпаева - младших братьях: Василии, Алексее и племяннике Иване Алексеевиче и его сыне Михаиле. 
У многих авторов из статьи в статью идет этот фрагмент:
«Привлекая к делу младших братьев Алексея и Василия, Федор Михайлович со временем почти полностью оставил производство замков, передав в руки родни приспособления и инструментарий. Те же, клеймя расхожие сорта именем "Варыпаевы", для изделий высшего порядка с молчаливого согласия брата использовали дарованную ему в 1865 году привилегию - право накладывать Государственный герб Российской империи на выпускаемые в заведении предметы».
Мне кажется, что они также занимались слесарным производством и, по всей видимости, отдельно от старшего брата, об этом говорят сведения с выставок:
- Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - За отличное качество замков и разнообразие щипцов для колки сахара;
На этой выставке также участвовал Федор Варыпаев и получил серебряную медаль.
- Нижегородская выставка 1885 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - Почетный отзыв;
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - награжден серебряной медалью - За отличное качество замков и разнообразие щипцов для колки сахара. Годовое производство до 5500 разных предметов, на сумму 4000 руб. Материал местный. Изделия сбываются в С.-Петербург и Москву; 
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года (Варыпаев Михаил Иванович, с. Павлово) - награжден бронзовой медалью - За хорошее качество ножей. Годовое производство различных предметов на сумму до 4500 руб. Материал местный. Изделия сбываются в разные города России. 

Сначала подумал, что опечатка (про Михаила Ивановича), но в Справочном указателе кустарных производств и кустарных мастеров. Выпуск 3. С.-Петербург, 1899 есть запись: «Варыпаев Михаил Иванович, с. Павлово - Ножи кухонные охотничьи и буфетные. Сбыт на месте».

Также на их клеймах отсутствует государственный герб, а из этого можно сделать только один вывод: братья-братьями, а деньги и заслуженные похвалы врозь. Могли использовать общие производственные площади и(или) совместный закуп сырья и(или) совместный сбыт?! Хотя последнее вряд ли…
Вот их клейма:
0b3ad257b8f3.jpg3b6b5facf83d.jpg
У брата Василия очень интересные формы замков, хорошо проработаны детали и богатый декор замка.
79bf3ce0d79e.jpg 33255e06c3dd.jpg
Это клеймо замка Ивана Варыпаева (племянника Федора Варыпаева)
18e8a1890c88.jpg
Это клеймо брата Алексея
28fa5855377a.jpg 0e9576a159a6.jpg
На «Третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года» появлялся Варыпаев Алфей (железных и стальных дел мастер, с. Павлово) и получал публичную похвалу за ножи столовые разные, перочинные, бритвы, ножи садовые.
Возможно однофамилец, а может родственник?!
Замков с именем Алфей Варыпаев не встречал.

После смерти Федора Варыпаева в 1900 году сведеньями об участии его братьев в различных выставках и ярмарках не располагаю. Видать все держалось на нем. 

Продолжение следует….
В следующей части поговорим о подделках замков, вернее о поддельных клеймах.


  • 0

#4 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:17

Серия заметок «Замки: подделка клейм».

Продолжим серию заметок про замки и попробуем приоткрыть еще одну проблему того времени – подделку клейм. Оказывается серьезная проблема, даже в то время.

Интересно мнение Н.Ф. Лабзина, автора Исследования промышленности ножевой, замочной и других металлических изделий в Горбвговском уезде - Нижегородской и в Муромском уезде Владимирской губерний, 1870г.:
«Знакомясь с полною обстановкою промышленности Павловского района, нельзя не упомянуть о существующем там особом злоупотреблении, имеющем весьма важное влияние уже не на мелких мастеров, следовательно, не на большинство, а на фабрикантов и мастеров несколько значительных, работающих под своею фирмою. Это — подделка клейм. Она распространена в довольно обширных размерах и, при всем желании заинтересованных лиц искоренить ее, не имеется в распоряжении их таких средств, которые могли бы служить верным оплотом к защите их интересов.
Фабрикантам, ведущие свое производство обыкновенно в довольно обширных размерах, а равно и мастера, начинающие приближаться к положению фабриканта, достигают этой обстановки весьма трудным и долгим путем, при добросовестном выполнении своего дела и при неуклонном наблюдении за добротностью выпускаемых ими изделий. Понятно, такие изделия, по доверенности к фирме, покупаются публикою предпочтительно перед изделиями других мелких и неизвестных мастеров, хотя цена первых на значительный процент выше цены последних изделий; да иначе и быть не может, так как фабриканты употребляют материал лучших качеств, производят более тщательную отделку и в возможной строгости наблюдают за браковкою.
Торговцы, приобретая их изделия по установленной цене, обыкновенно пользуются далеко не таким барышом, какой они имеют от изделий мелких базарных мастеров, в особенности уже и потому, что фабриканты устанавливают также прямые, непосредственные сношения с городскими торговцами их товара, для которых павловские торговцы служат не более как коммисионерами. Следовательно, в этом последнем случае, существующие цены той или другой фирмы уже известны и предстоит возможность пользоваться только коммисионерским процентом, за исключением случаев непосредственной продажи на ярмарках. Корысть заставляет тогда придумывать различные хитрости, и подделка клейм становится здесь одним из самых верных средств к решению предположенной задачи.
Приговорив какого-нибудь мелкого мастера, который, так, сказать, не составил для себя фирмы и для которого решительно все равно, — работать ли под своим клеймом или вод каким угодно другим, лишь бы иметь работу, — павловский торговец делает ему заказ приготовить столько-то дюжин ножей под клеймом, напр., Кондратова, Варыпаева, или других, при чем вручает ему и самый штемпель совершенно такой же формы и величины, какой употребляет фабрикант.
Этот вид подделки представляется уже самым злонамеренным, но, кроме его, имеется еще много других, менее важных, о чем скажем впоследствии.
Предлагая мастеру подобный заказ, торговец требует, чтобы форма ножа была в точности схожа с настоящим, но о внутреннем достоинстве его мало заботится, имея в виду только возможно большую дешевизну, почему нередко такие ножи делаются из чистого железа и обходятся вместо, напр., 2,5 или 3-х руб., как продает фабрикант, в 1,5 руб. и даже еще дешевле за дюжину вместе с вилками. Хотя эта подделка производится постоянно, но в перед-ярмарочное время она усиливается в значительной степени, так как ярмарка представляет самое удобное место для сбыта изделий в огромных массах: отчего же покупателю, знающему хорошо известность фирм Завьялова, Калякина, Кондратова и друг., не купить ножи за такую дешевизну, как напр., за 1,5 руб.? Он доверяет клейму или фирме и только впоследствии, при употреблении своей покупки в дело, убеждается, что ножи плохи, скоро тупятся и даже загибаются на лезвии.
Первый и сильный упрек, без сомнения, отсылается к фабриканту, потому что нет никакого повода подозревать, что изделие это не настоящее, и таким образом фирма его, совершенно безвинно, страдает и может, наконец, получить в публике недоверие, а следствием ее будет уменьшение размеров производства фабриканта и общее недоверие к предметам туземной выработки, которые и без того, при возможных стараниях фабрикантов по многим отраслям промышленности, с трудом прокладывают себе дорогу.
Очевидно, что вся вина в этой подделке падает на торговцев, в особенности местных, для которых это дело сподручнее, а мастер становится только слепым орудием злоупотребления, решаясь на него от недостатка средств и угнетающей его бедности, тем более, что торговцы, подвергая подобного мастера законной ответственности, в случае преследований, дают им несколько высшую цену против нормальной, установленной за те же самые изделия.
Другой вид подделки, — это подделка однофамильцами известных фабрикантов, напр. Завьяловых, Кондратовых и проч., причем форму клейма своего подводят в возможной точности к форме клейма фабриканта. Если фабрикант имеет какие-нибудь награды с выставок, напр. медали, то изображение их помещает непременно в клеймо, а подделыватель, однофамилец фабриканта, не имея права употреблять изображения наград (так как он их не имеет), ставит в том же порядке кружки, из которых в одном, напр. пишет слово «заведение», а в другом — «мастера».
Для большинства публики такая форма клейма, при малой величине его, может идти вполне за настоящую, не подозревая подделки. Желая ближе подделаться под настоящее клеймо и, в то же время, устраняя от себя как можно более возможность ответственности, в случае преследования, подделыватели придумывают для этого различные средства».
Учитывая достоверные факты отношения к качеству известных мастеровых, вряд ли они могли себе позволить клеймить изделия с ошибками или дефектным клеймом. Безграмотность обычных покупателей тоже делала свое дело. 
Выскажу предположение, что это, по всей видимости, подделки:
Варыпава
6a32c2829dab.jpg
Вот еще интересное клеймо - Федаръ Варыпавъ. Буквы слева даже и не знаю как понимать.
a38c5d7b2ac4.jpg e70fa1baca75.jpg
Рыженьковы (Семен, Иван, Никанор и др.) оставили заметный след на Павловской земле, но их «последователи» не спали и под какими только измененными фамилиями замки не выпускали. Пример тому ниже - Рыжинкава. Хотя, если честно, уж очень часто всплывают такие замки - видать поставили на поток.
d6c5e52b4322.jpg 39d10bbd06df.jpg7cb0beb7e704.jpg
Рыженькавыхъ или Рыжанькавых
9c3b3d22d12d.jpg 6b6f5460af1d.jpg
Рыженков
70b741ca27a0.jpg
Да еще такого качества, что руки мастеру обломать надо было за такие пропорции.
a85162cc61f8.jpg
Не беру в расчет сколы клейм и их износ – обычное дело при массовой штамповке. 
de1d35c46b10.jpg
«Напр., если фабрикант, кроме своей фамилии, выставляет на клейме и имя, и если, в тоже время, ни сам подделыватель, ни кто из членов его семейства не имеют этого имени, то называет по имени фабриканта первого сына, родившегося со времени начала своей новой профессии, — подделки клейма».
Допускаю, что во время нанесения клейма на заготовку могли быть не проштамповки некоторых букв, в виду скола штампа, некачественной заготовки или ее смещения, но это скорее исключение, чем правило. 
Ниже возможно подделка, т.к. нет даже намека на первую букву «Р», хотя первые буквы «А» и «Ы» очень глубокие. Замки с таким клеймом не редкость, но в литературе мастеровых с фамилией «ыженьковъ» не встречал. 
111dc21f5435.jpg
Еще один
0a9c9f14adeb.jpg
И еще
a36c1b50b54b.jpg
В современной истории таких примеров масса – китайцы этот урок хорошо уяснили (adias вместо adidas).

«Наконец, существует еще особенный вид подделки клейм, или, собственно говоря, потребление клейма, подходящего по виду своему к изображению государственного герба который, как известно, имеют право употреблять только те фабриканты, которые получили эту высшую награду на выставках, или же были удостоены ее по представлению г. Министра Финансов.»
Для примера возьмем оригинальные клейма Варыпаева Ф.М. - (пост 2-3 выше) с государственным гербом, который с 1865 года он удостоился наносить на слесарные предметы собственной выделки. 
На некоторых замках встречаются такие сфинксы с грудями:
65500ec798d3.jpg 04038b19a9f2.jpg 14fd93246504.jpg 6cf8543e9894.jpg 
Бывают и такие – поди разбери, что там нарисовано. 
605b79a06c9c.jpg
У Шлыкова даже есть герб с двумя скипетрами
4a42160650a7.jpg 
Здесь вообще сложно сказать, что это государственный герб
c02bcd0ed84f.jpg
Это клеймо больше походит на кувшин с крыльями 
5100b4dcb79c.jpg
Ниже или клеймо мастера или имитация герба
 c3deec704a31.jpg

41ac8a4e9ca6.jpg 
Тут дама как будто в кокошнике 
aef0fc0a2d5b.jpg

А это клеймо Василия Варыпаева с интересной короной
1efb117318a0.jpg
«Форма такого поддельного герба, замеченная нами на многих изделиях, обыкновенно имеет вид, довольно близко подходящий к действительному изображению, по крайней мере, на первый взгляд. Цель подобной подделки заключается в том, чтобы, как говорится, надуть публику, продавая дурное по своим качествам изделие за хорошее и представляя, в убеждение доброты, наложенный на изделие герб, которого подделку на первый раз весьма трудно заметить даже и опытному человеку, не говоря уже о большинстве покупателей».

Вопросы авторского права регулировались относительно просто, но видать малоэффективно, учитывая такие комментарии тогдашних специалистов. А между тем порядок нанесения клейм определялся «Уставом о промышленности фабричной и заводской» (типография второго отд, соб. Е.И.В. канцелярии, Петербург, 1879, стр. 15), в разделе «О клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов»:
«...61. Клеймение или неклеймение русских разного рода фабричных и мануфактурных изделий предоставляется на волю каждого производителя. Никаких розысканий на фабриках и домашних заведениях, клеймятся ли изделия оных или нет, не допускается».
Далее определяются общие правила содержания клейм:
«...64. Относительно клеймения изделий постановлены следующие общие правила:
1. клеймо должно содержать в себе означение имени и фамилии фабриканта, хотя начальными буквами, и места, где фабрика находится; клеймо должно быть означено прочно и явственно; буквы на оном должны быть непременно русские, но не возбраняется клеймить и другими буквами, с тем однако, чтобы, сверх того, было и клеймо русское;
2. при учреждении вновь фабрики учредитель, желающий клеймить свои изделия, должен уведомить о том Департамент Торговли и Мануфактур с объяснением: в каком месте и какого рода фабрика учреждается, и приложить образец и описание клейма, которое он намерен налагать на своих изделиях;
3. при продаже или уничтожении фабрики фабрикант должен равномерно уведомить о том Департамент Торговли и Мануфактур;
4. если фабрикант признает нужным сделать перемену в своих клеймах, то обязан предуведомить о том департамент Торговли и Мануфактур, с означением времени, когда полагает начать прикладывание новых клейм;
5. если департамент Торговли и Мануфактур найдет, что предполагаемое клеймо неудобно, несогласно с изданными о сем предмете особыми правилами, или уже есть подобное, от коего недовольно различно, то требует перемены такого клейма».


  • 0




Яндекс.Метрика