Серия заметок «Замки: Федор Варыпаев»
Данный материал был подготовлен совместно Игорем Заворотько (nm_sp)- автором «Сборника информационных материалов коллекционера ножевых изделий» и Александром Владимировичем (Александр Владимирович), любезно предоставивший фотографии своей коллекции.
Так уж получилось, что одной из первых находок был убитый, расколотый, без дужки замок Варыпаева. И стало интересно: кто он, откуда, сколько их делал, каких форм и т.п.? Сам не заметил как «втянулся» в замочную тему.
Про Федора Варыпаева очень много статей (сделайте запрос в поисковых системах), но минимум информации про сами замки и клейма на них. Попробуем восполнить данный пробел, не забыв упомянуть об авторе этих шедевров и его «подвигах».
Начало мастеровой карьеры Варыпаева Федора Михайловича - замки, приготовленные из медного сплава и стали (по этой причине почти все пошедшие до нас замки имеют сгнивший внутренний запорный механизм – прим.авт.). Корпеть над слесарными тисками и колдовать в литейной он начал еще подростком, приняв эстафету от родителя, почившего в 1833 году. Спустя десять лет, перейдя от простых замков к солидным запорным устройствам, обладавшим красивыми формами, снабженным секретами, он (крестьянин графа Шереметьева, с. Павлово) добился «Публичной похвалы за замки обыкновенные и медные литые» на «Третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года», где впервые представил свою продукцию.
Производство замков старшим Варыпаевым было основано с 1813 года.
По сегодняшним меркам Федор Варыпаев был тот еще пиарщик и старался участвовать почти во всех выставках того времени, при этом получая заслуженные знаки внимания:
- Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге 1849 года - Публичная похвала;
- Нижегородская выставка 1849 года - Публичная похвала за замки;
- Нижегородская выставка 1853 года - Публичная похвала за стальные изделия вообще.
Интересны клейма того времени, когда у Варыпаева еще не было права наносить государственный герб на свои изделия. Попробую расположить их в хронологии получения наград и званий.
Ниже скорее из раннего, т.к. только фамилия и первая буква имени. Но допускаю, что из-за малых размеров замка могло быть такое сокращение.
Затем (или параллельно) используется полное имя. Интересное написание буквы «Ф»
Появление короны, но не государственного герба
Эти клейма довольно высокого качества, т.к. рельеф волос и бороды сделан как бы в полутонах.
- Во время посещения государем императором с государыней императрицею Нижнего Новгорода в 1858 году - Ф.М. Варыпаев поднес их императорским величествам стальные изделия и получил в награду серебряную медаль с надписью «За полезное» для ношения в петлице на Станиславской ленте;
- Пензенская выставка 1859 года - Похвальные листы за ножницы, перочинные ножи и замки.
Указание места происхождения изделия в те времена не редкость, но таких замков Варыпаева (мне) встречалось очень мало. Над именем буква «М» с надписью – возможно обозначение «малой медали», а возможно имя автора (сын племянника Ивана - Михаил)
На этом в круге «ЗА» - возможно обозначение серебряной медали с надписью «За полезное»
Появляется портрет Варыпаева (нет бороды) и предположу его жены (дамы сердца).
Видать сэкономили на изготовлении клейма – только профили
На этих его портрет с бородой и возможно изображение медали. Правое клеймо очень маленькое.
Часто встречаются буквы в кружках. Может имена (Иван и Михаил), может обозначение медалей.
Еще одно интересное клеймо - сверху крест, снизу корона
Замки: Федор Варыпаев, Клейма Федора Варыпаева
#1 Offline
Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:08
#2 Offline
Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:10
Не редки случаи появления замков сразу с двумя государственными гербами на лицевой и обратной стороне. Предположу, что тем самым автор пытался донести данное ему право использования символики и, следовательно, если два герба, то замок был сделан в период с 1882 по 1896гг. С последней даты на изделия наносились уже три герба. Это хорошо видно на ножевых изделиях и инструменте.
и еще
Здесь также почти два одинаковых по размеру замка с цифрами 7 и 8.
#3 Offline
Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:11
Родственники Федора Варыпаева
Хотелось бы немного рассказать о родственниках Федора Варыпаева - младших братьях: Василии, Алексее и племяннике Иване Алексеевиче и его сыне Михаиле.
У многих авторов из статьи в статью идет этот фрагмент:
«Привлекая к делу младших братьев Алексея и Василия, Федор Михайлович со временем почти полностью оставил производство замков, передав в руки родни приспособления и инструментарий. Те же, клеймя расхожие сорта именем "Варыпаевы", для изделий высшего порядка с молчаливого согласия брата использовали дарованную ему в 1865 году привилегию - право накладывать Государственный герб Российской империи на выпускаемые в заведении предметы».
Мне кажется, что они также занимались слесарным производством и, по всей видимости, отдельно от старшего брата, об этом говорят сведения с выставок:
- Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - За отличное качество замков и разнообразие щипцов для колки сахара;
На этой выставке также участвовал Федор Варыпаев и получил серебряную медаль.
- Нижегородская выставка 1885 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - Почетный отзыв;
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года (Варыпаев Василий Иванович, с. Павлово) - награжден серебряной медалью - За отличное качество замков и разнообразие щипцов для колки сахара. Годовое производство до 5500 разных предметов, на сумму 4000 руб. Материал местный. Изделия сбываются в С.-Петербург и Москву;
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года (Варыпаев Михаил Иванович, с. Павлово) - награжден бронзовой медалью - За хорошее качество ножей. Годовое производство различных предметов на сумму до 4500 руб. Материал местный. Изделия сбываются в разные города России.
Сначала подумал, что опечатка (про Михаила Ивановича), но в Справочном указателе кустарных производств и кустарных мастеров. Выпуск 3. С.-Петербург, 1899 есть запись: «Варыпаев Михаил Иванович, с. Павлово - Ножи кухонные охотничьи и буфетные. Сбыт на месте».
Также на их клеймах отсутствует государственный герб, а из этого можно сделать только один вывод: братья-братьями, а деньги и заслуженные похвалы врозь. Могли использовать общие производственные площади и(или) совместный закуп сырья и(или) совместный сбыт?! Хотя последнее вряд ли…
Вот их клейма:
У брата Василия очень интересные формы замков, хорошо проработаны детали и богатый декор замка.
Это клеймо замка Ивана Варыпаева (племянника Федора Варыпаева)
Это клеймо брата Алексея
На «Третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года» появлялся Варыпаев Алфей (железных и стальных дел мастер, с. Павлово) и получал публичную похвалу за ножи столовые разные, перочинные, бритвы, ножи садовые.
Возможно однофамилец, а может родственник?!
Замков с именем Алфей Варыпаев не встречал.
После смерти Федора Варыпаева в 1900 году сведеньями об участии его братьев в различных выставках и ярмарках не располагаю. Видать все держалось на нем.
Продолжение следует….
В следующей части поговорим о подделках замков, вернее о поддельных клеймах.
#4 Offline
Отправлено 15 Февраль 2014 - 17:17
Серия заметок «Замки: подделка клейм».
Продолжим серию заметок про замки и попробуем приоткрыть еще одну проблему того времени – подделку клейм. Оказывается серьезная проблема, даже в то время.
Интересно мнение Н.Ф. Лабзина, автора Исследования промышленности ножевой, замочной и других металлических изделий в Горбвговском уезде - Нижегородской и в Муромском уезде Владимирской губерний, 1870г.:
«Знакомясь с полною обстановкою промышленности Павловского района, нельзя не упомянуть о существующем там особом злоупотреблении, имеющем весьма важное влияние уже не на мелких мастеров, следовательно, не на большинство, а на фабрикантов и мастеров несколько значительных, работающих под своею фирмою. Это — подделка клейм. Она распространена в довольно обширных размерах и, при всем желании заинтересованных лиц искоренить ее, не имеется в распоряжении их таких средств, которые могли бы служить верным оплотом к защите их интересов.
Фабрикантам, ведущие свое производство обыкновенно в довольно обширных размерах, а равно и мастера, начинающие приближаться к положению фабриканта, достигают этой обстановки весьма трудным и долгим путем, при добросовестном выполнении своего дела и при неуклонном наблюдении за добротностью выпускаемых ими изделий. Понятно, такие изделия, по доверенности к фирме, покупаются публикою предпочтительно перед изделиями других мелких и неизвестных мастеров, хотя цена первых на значительный процент выше цены последних изделий; да иначе и быть не может, так как фабриканты употребляют материал лучших качеств, производят более тщательную отделку и в возможной строгости наблюдают за браковкою.
Торговцы, приобретая их изделия по установленной цене, обыкновенно пользуются далеко не таким барышом, какой они имеют от изделий мелких базарных мастеров, в особенности уже и потому, что фабриканты устанавливают также прямые, непосредственные сношения с городскими торговцами их товара, для которых павловские торговцы служат не более как коммисионерами. Следовательно, в этом последнем случае, существующие цены той или другой фирмы уже известны и предстоит возможность пользоваться только коммисионерским процентом, за исключением случаев непосредственной продажи на ярмарках. Корысть заставляет тогда придумывать различные хитрости, и подделка клейм становится здесь одним из самых верных средств к решению предположенной задачи.
Приговорив какого-нибудь мелкого мастера, который, так, сказать, не составил для себя фирмы и для которого решительно все равно, — работать ли под своим клеймом или вод каким угодно другим, лишь бы иметь работу, — павловский торговец делает ему заказ приготовить столько-то дюжин ножей под клеймом, напр., Кондратова, Варыпаева, или других, при чем вручает ему и самый штемпель совершенно такой же формы и величины, какой употребляет фабрикант.
Этот вид подделки представляется уже самым злонамеренным, но, кроме его, имеется еще много других, менее важных, о чем скажем впоследствии.
Предлагая мастеру подобный заказ, торговец требует, чтобы форма ножа была в точности схожа с настоящим, но о внутреннем достоинстве его мало заботится, имея в виду только возможно большую дешевизну, почему нередко такие ножи делаются из чистого железа и обходятся вместо, напр., 2,5 или 3-х руб., как продает фабрикант, в 1,5 руб. и даже еще дешевле за дюжину вместе с вилками. Хотя эта подделка производится постоянно, но в перед-ярмарочное время она усиливается в значительной степени, так как ярмарка представляет самое удобное место для сбыта изделий в огромных массах: отчего же покупателю, знающему хорошо известность фирм Завьялова, Калякина, Кондратова и друг., не купить ножи за такую дешевизну, как напр., за 1,5 руб.? Он доверяет клейму или фирме и только впоследствии, при употреблении своей покупки в дело, убеждается, что ножи плохи, скоро тупятся и даже загибаются на лезвии.
Первый и сильный упрек, без сомнения, отсылается к фабриканту, потому что нет никакого повода подозревать, что изделие это не настоящее, и таким образом фирма его, совершенно безвинно, страдает и может, наконец, получить в публике недоверие, а следствием ее будет уменьшение размеров производства фабриканта и общее недоверие к предметам туземной выработки, которые и без того, при возможных стараниях фабрикантов по многим отраслям промышленности, с трудом прокладывают себе дорогу.
Очевидно, что вся вина в этой подделке падает на торговцев, в особенности местных, для которых это дело сподручнее, а мастер становится только слепым орудием злоупотребления, решаясь на него от недостатка средств и угнетающей его бедности, тем более, что торговцы, подвергая подобного мастера законной ответственности, в случае преследований, дают им несколько высшую цену против нормальной, установленной за те же самые изделия.
Другой вид подделки, — это подделка однофамильцами известных фабрикантов, напр. Завьяловых, Кондратовых и проч., причем форму клейма своего подводят в возможной точности к форме клейма фабриканта. Если фабрикант имеет какие-нибудь награды с выставок, напр. медали, то изображение их помещает непременно в клеймо, а подделыватель, однофамилец фабриканта, не имея права употреблять изображения наград (так как он их не имеет), ставит в том же порядке кружки, из которых в одном, напр. пишет слово «заведение», а в другом — «мастера».
Для большинства публики такая форма клейма, при малой величине его, может идти вполне за настоящую, не подозревая подделки. Желая ближе подделаться под настоящее клеймо и, в то же время, устраняя от себя как можно более возможность ответственности, в случае преследования, подделыватели придумывают для этого различные средства».
Учитывая достоверные факты отношения к качеству известных мастеровых, вряд ли они могли себе позволить клеймить изделия с ошибками или дефектным клеймом. Безграмотность обычных покупателей тоже делала свое дело.
Выскажу предположение, что это, по всей видимости, подделки:
Варыпава
Вот еще интересное клеймо - Федаръ Варыпавъ. Буквы слева даже и не знаю как понимать.
Рыженьковы (Семен, Иван, Никанор и др.) оставили заметный след на Павловской земле, но их «последователи» не спали и под какими только измененными фамилиями замки не выпускали. Пример тому ниже - Рыжинкава. Хотя, если честно, уж очень часто всплывают такие замки - видать поставили на поток.
Рыженькавыхъ или Рыжанькавых
Рыженков
Да еще такого качества, что руки мастеру обломать надо было за такие пропорции.
Не беру в расчет сколы клейм и их износ – обычное дело при массовой штамповке.
«Напр., если фабрикант, кроме своей фамилии, выставляет на клейме и имя, и если, в тоже время, ни сам подделыватель, ни кто из членов его семейства не имеют этого имени, то называет по имени фабриканта первого сына, родившегося со времени начала своей новой профессии, — подделки клейма».
Допускаю, что во время нанесения клейма на заготовку могли быть не проштамповки некоторых букв, в виду скола штампа, некачественной заготовки или ее смещения, но это скорее исключение, чем правило.
Ниже возможно подделка, т.к. нет даже намека на первую букву «Р», хотя первые буквы «А» и «Ы» очень глубокие. Замки с таким клеймом не редкость, но в литературе мастеровых с фамилией «ыженьковъ» не встречал.
Еще один
И еще
В современной истории таких примеров масса – китайцы этот урок хорошо уяснили (adias вместо adidas).
«Наконец, существует еще особенный вид подделки клейм, или, собственно говоря, потребление клейма, подходящего по виду своему к изображению государственного герба который, как известно, имеют право употреблять только те фабриканты, которые получили эту высшую награду на выставках, или же были удостоены ее по представлению г. Министра Финансов.»
Для примера возьмем оригинальные клейма Варыпаева Ф.М. - (пост 2-3 выше) с государственным гербом, который с 1865 года он удостоился наносить на слесарные предметы собственной выделки.
На некоторых замках встречаются такие сфинксы с грудями:
Бывают и такие – поди разбери, что там нарисовано.
У Шлыкова даже есть герб с двумя скипетрами
Здесь вообще сложно сказать, что это государственный герб
Это клеймо больше походит на кувшин с крыльями
Ниже или клеймо мастера или имитация герба
Тут дама как будто в кокошнике
А это клеймо Василия Варыпаева с интересной короной
«Форма такого поддельного герба, замеченная нами на многих изделиях, обыкновенно имеет вид, довольно близко подходящий к действительному изображению, по крайней мере, на первый взгляд. Цель подобной подделки заключается в том, чтобы, как говорится, надуть публику, продавая дурное по своим качествам изделие за хорошее и представляя, в убеждение доброты, наложенный на изделие герб, которого подделку на первый раз весьма трудно заметить даже и опытному человеку, не говоря уже о большинстве покупателей».
Вопросы авторского права регулировались относительно просто, но видать малоэффективно, учитывая такие комментарии тогдашних специалистов. А между тем порядок нанесения клейм определялся «Уставом о промышленности фабричной и заводской» (типография второго отд, соб. Е.И.В. канцелярии, Петербург, 1879, стр. 15), в разделе «О клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов»:
«...61. Клеймение или неклеймение русских разного рода фабричных и мануфактурных изделий предоставляется на волю каждого производителя. Никаких розысканий на фабриках и домашних заведениях, клеймятся ли изделия оных или нет, не допускается».
Далее определяются общие правила содержания клейм:
«...64. Относительно клеймения изделий постановлены следующие общие правила:
1. клеймо должно содержать в себе означение имени и фамилии фабриканта, хотя начальными буквами, и места, где фабрика находится; клеймо должно быть означено прочно и явственно; буквы на оном должны быть непременно русские, но не возбраняется клеймить и другими буквами, с тем однако, чтобы, сверх того, было и клеймо русское;
2. при учреждении вновь фабрики учредитель, желающий клеймить свои изделия, должен уведомить о том Департамент Торговли и Мануфактур с объяснением: в каком месте и какого рода фабрика учреждается, и приложить образец и описание клейма, которое он намерен налагать на своих изделиях;
3. при продаже или уничтожении фабрики фабрикант должен равномерно уведомить о том Департамент Торговли и Мануфактур;
4. если фабрикант признает нужным сделать перемену в своих клеймах, то обязан предуведомить о том департамент Торговли и Мануфактур, с означением времени, когда полагает начать прикладывание новых клейм;
5. если департамент Торговли и Мануфактур найдет, что предполагаемое клеймо неудобно, несогласно с изданными о сем предмете особыми правилами, или уже есть подобное, от коего недовольно различно, то требует перемены такого клейма».