Перейти к содержимому







 


Фотография

К вопросу датирования предметов медно-литой мелкой пластики


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 19 Март 2014 - 12:39

СМИРНОВА Н.В.

Проблемы, связанные с датированием предметов медно-литой мелкой пластики, не раз поднимались известными учеными и коллекционерами начиная с конца XIX в. Но и на сегодняшний день эти проблемы остаются актуальными. Поэтому Кирилло-Белозерский историко-архитектурный художественный музей-заповедник и Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря в 2002 году приступили к выполнению совместного проекта по изучению, исследованию и реставрации коллекции медно-литой мелкой пластики из фондов музея.

Цель проекта не только отреставрировать все экспонаты коллекции, но и попытаться приблизиться к решению проблемы их датирования.

Данная коллекция насчитывает 156 экспонатов — иконы, складни, фрагменты складней, кресты-распятия. Необходимо отметить, что в отличие памятников, выполненных из драгоценных металлов, предметы медного литья, как правило, не содержат клейм, указывающих на имя автора, время или место изготовления. Коллекция медно-литой мелкой пластики из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника не является исключением.

Обычно при атрибуции таких экспонатов исследователи опираются, прежде всего, на внешние признаки памятника: стилистические, иконографические, эпиграфические и т.д. Что, несомненно, является очень важным для полной характеристики медно-литых экспонатов.

Но в нашем совместном проекте мы решили дополнить искусствоведческие и архивные изыскания (которые проводятся зав. отделом древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея-заповедника Наталией Валерьевной Петровой) физико-химическими исследованиями.

image006.jpg
Крест «Распятие Христово»
image007.jpg
Икона «Лоно Авраамово»
image008.jpg
Икона «Георгии Победоносец»

Для успешного выполнения любой исследовательской работы обычно необходимо правильно ответить на два основных вопроса: что исследовать и как? То есть выбрать: первое — объект исследования и второе — метод исследования. Решить эти вопросы относительно целей нашего проекта было непросто. Каждый экспонат содержит различные вещества и материалы, которые могут быть протестированы, а современные методы исследования настолько разнообразны, что выбрать наиболее приемлемый для решения наших задач очень трудно.

Для определения объекта исследования, была разработана условная временная схема, которая может использоваться для тестирования различных по своей вещественной природе памятников истории и культуры. По этой схеме время существования памятника от момента его изготовления до момента исследования можно разделить на три основных периода:

I — время создания памятника. Это чаще всего самый непродолжительный период или определенная дата.

II — время бытования памятника. Этот период ограничен временем эксплуатации предмета.

III — период покоя. По продолжительности этот период не имеет ограничений и может быть равен очень короткому промежутку времени, а может исчисляться тысячелетиями. Взглянем на процесс старения памятника с позиций химии. Любой предмет первоначально состоит из определенной группы веществ, которые могут изменяться, образуя новые химические соединения в результате воздействия тех или иных факторов. К ним можно отнести как общие факторы окружающей среды — воздух, свет, тепло и др., так и индивидуальные, характерные для определенных временных периодов, например обработка поверхности моющими средствами, интенсивный нагрев и т.д.

Факторы, воздействующие на памятник в каждый из трех периодов, приводят к образованию различных химических соединений и имеют свои особенности. То есть на протяжении «жизни» памятника непрерывно идет процесс образования новых химических веществ и все они, как первоначально заложенные, так и образовавшиеся вновь, могут быть условно разделены на три группы, и каждая из этих групп соответствует определенным периодам существования памятника.

Попробуем определить основные характеристики каждого периода начиная с III — последнего, но самого близкого к моменту исследования. Для экспонатов, выполненных из металла, он характерен образованием более ли менее однородных или цикличных коррозионных наслоений. Состав, структура и толщина которых зависит как от условий, в которых находился или находится предмет, так и от продолжительности их воздействия. Например, если взять два одинаковых предмета и один из них поместить в экстремальные, а другой в относительно стабильные условия окружающей среды, очевидно, что через определенный промежуток времени корка коррозионных наслоений, образовавшаяся на поверхности этих двух изначально идентичных предметов, будет отличаться как по внешнему виду, так и по составу. Поэтому если мы протестируем только коррозионные наслоения экспоната, то получим результаты, соответствующие временному отрезку III периода.

II период также имеет свои особенности. Каждый предмет был изготовлен для использования и выполнял свое предназначение в течение определенного промежутка времени. Если несколько поколений владельцев пользовались каким-то предметом, можно предположить, что его могли ремонтировать, чистить, т.е. поддерживать в «рабочем состоянии». И следы, и материалы этих воздействий мы можем обнаружить и проанализировать.

I период чаще всего самый не продолжительный по времени, но самый важный, так как именно в нем закладываются все материалы памятника, которые в дальнейшем будут подвержены тем или иным изменениям. Если при отливке предмета, например из меди, в рудном материале не содержался тот или иной элемент, то вряд ли мы найдем в продуктах коррозии соединения этого элемента, если только они не были привнесены извне. И наоборот, мало вероятно, что при исследовании продуктов коррозии этого памятника нами не будут обнаружены различные соединения меди.

image009.jpg
Икона «Спас на престоле с предстоящими», на которой обнаружено клеймо с буквами «ВГЕ»
image010.jpg
Фрагмент Складня «Кирик и Улита»
image011.jpg
Икона «Избранные святые», на нижнем поле которой в левом углу выгравированы буквы «РО»

Поэтому, чтобы наиболее достоверно установить дату создания памятника необходимо протестировать те материалы и структуры, которые были заложены в нем в момент его изготовления.

Несомненно, для получения наиболее полной информации о предмете и времени его создания, целесообразно было бы протестировать все три группы веществ и, суммируя полученные результаты с максимальной уверенностью назвать дату изготовления. Это та идеальная модель, к которой, конечно же, нужно стремиться, но которая, наверное, нам пока еще не доступна. Учитывая все вышесказанное и исходя из цели нашего исследования, в качестве тестируемых материалов выбраны:

1 — материал основы, т.е. сплав;

2 — материалы авторской декоративной отделки.

Далее необходимо было определить метод исследования. В мировой практике исследования произведений искусства предпочтение отдается неразрушающим методам. Неразрушающими методами считаются не только те методы, когда отбор проб с экспоната не производится, но и те, при которых тестируемые образцы не разрушаются в ходе исследования.

Учитывая это, был выбран метод сканирующей электронной микроскопии и микроанализа, который проводился в Лаборатории электронной микроскопии кандидатом геолого-минералогических наук Юрием Леовичем Крецером в Санкт-Петербурге. Этот метод позволяет использовать образцы размером от 5-10 микрон или проводить анализ непосредственно с поверхности предмета (для мелких изделий).

В первом случае материал в виде стружки или порошка запрессовывается в пластик на установке фирмы «FRITSH». Далее следует процесс шлифования, полировки и нанесения углеродного покрытия для создания проводящего слоя.

Во втором случае исследования проводятся либо без предварительной подготовки, либо с нанесением углеродистого покрытия. Предел обнаружения: для Fe, Ni - 0,006%; для As, Pb, Ag, Sn, Sb - 0,02%. Для контроля использовались стандартные образцы, выпущенные институтом «Гипроцветметобработка» № 961, 395 и 391 (латуни), значительных отклонений от номинального состава ни по одному элементу обнаружено не было.

Все протестированные пробы пронумерованы и хранятся как в лаборатории микроанализа, так и в Вологодском филиале ВХНРЦ. При необходимости можно уточнить недостающие данные или провести новое исследование.

Для анализа основных химических элементов использовались растровый электронный микроскоп CAMSCAN-4DV и одновременный полупроводниковый спектрометр LINK AN-10000 (Великобритания).

Для анализа примесей и следов элементов использовался последовательный спектрометр MICROSPEC.

На основе полученных результатов составлена сводная таблица химического состава сплавов основы, в которой все экспонаты размещены в порядке возрастания количества цинка, содержащегося в медном сплаве.

Из 60 исследованных нами экспонатов можно выделить три памятника, которые отличаются по составу сплава от всех остальных. Это икона «Лоно Авраамово», крест «Распятие Христово», икона «Георгий Победоносец». Составы сплавов последних двух памятников близки, но все же имеют некоторые отличия.

Остальные экспонаты были разделены на 3 условные группы по содержанию цинка в составе сплава. В основу такого деления на группы положены данные, взятые из статьи М.С.Шемаханской, М.Ф.Дубровина и А.Ф.Дубровина «Состав металла как датирующий признак русской мелкой пластики», где отмечается, что «промышленное получение металлического цинка, началось только с XVIII века. Но и задолго до этого он обнаруживался в древних

сплавах, однако содержание его не могло превышать 28%'. Появление высокоцинковистых предметов, содержащих более 30%, совпадает по времени с промышленным получением латуни и относится к XVIII веку».

1 группа — 16 экспонатов с содержанием цинка от 24 до 30%,

2 группа — 30 экспонатов с содержанием цинка от 30 до 35%,

3 группа — 11 экспонатов с содержанием цинка выше 35%.

К первой группе относятся иконы «Единородный сыне» и «Спас на престоле с предстоящими», а также фрагмент складня «Кирик и Улита».

Ко второй группе — складень «Великомученики Власий и Афанасий», икона «Избранные святые».

К третьей группе относятся складень 4-х створный «Двунадесятые праздники», который покрыт позолотой, выполненной огневым способом, что также было установлено в ходе исследования, и «Распятие Христово».

image012.jpg
Фрагмент складня «Великомученики Власий и Афанасий»
image013.jpg
Складень «Двунадесятые праздники»
image014.jpg
Электронная микроскопия при различном увеличении. (Крест «Распятие Христово»)
image015.jpg
Электронная микроскопия при различном увеличении. (Крест «Распятие Христово с предстоящими»)

Химический состав сплава некоторых образцов. Рентгеноспектралыный микроанализ
  Си Zn Pb Sn Fe As Sb Ag Ni Mn Al Сумма Икона «Лоно Авраамово» 65,70 2,3-3,2 7,0 19-27,5 1,0 <1,0 1-2 — — — — — Крест «Распятие Христово» 81,90 12,70 1,80 3,10 0,43 0,47 0,15 0,06 0,20 nd nd 100,7 Икона «Георгий Победоносец» 83,20 13,90 0,50 1,90 0,10 0,14 0,06 0,14 0,03 nd — 99,64 Икона «Единородный сыне» 73,22 25,69 1,01 0,46 0,42 0,48 0,07 0,07 0,06 nd nd 99,9 Икона «Спас на престоле с предстоящими» 68,78 26,25 4,61 0,29 0,50 0,09 0,03 0,04 0,09 nd nd 99,6 Фрагмент складня «Кирик и Улита» 68,20 27,80 1,55 nd 0,85 0,08 nd nd 0,05 nd nd 98,5 Складень «Великомученики Власий и Афанасий» 64,80 32,50 2,40 nd 0,23 nd nd nd 0,04 nd — 99,97 Икона «Избранные святые» 65,20 33,80 0,90 0,09 0,10 0,23 0,02 0,01 0,11 nd — 100,46 Складень 4-х створный «Двунадесятые праздники» осн. 38-42 0,05 nd 0,12 nd nd 0,04 0,06 nd nd 98,97 Аu; Нg, огневое золочение Крест «Распятие Христово с предстоящими» 56,20 41,20 0,85 0,02 0,05 0,04 nd 0,02 0,14 nd nd 98,5

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. В протестированных образцах не обнаружено экспонатов, выполненных из чистой меди.

2. Большинство экспонатов выполнены из латуни, с содержанием цинка более 24%. Исключение составляют три экспоната, которые отличаются по составу сплава и относятся к более ранним памятникам.

3. Качественный и количественный состав основного сплава металла неоднороден и отличается не только по соотношению между основными образующими элементами, но и по составу примесей.

4. В условных группах соотношение примесевых элементов также неодинаково.

Работа по обработке полученных результатов продолжается. Необходимо выделить памятники, которые близки по своему составу не только по показателям основных компонентов, но и по составу примесей. Составлена таблица по составу эмалей, которые встречались на группе этих памятников.

Просмотр структуры поверхности образцов с помощью электронного микроскопа показал, что некоторые образцы отличаются характером расположения включений свинца в межкристаллитном пространстве. Если в первом случае включения имеют округлую почти правильную форму, то во втором, они вытянуты и имеют нитевидную форму. Скорее всего, это связано с технологическими приемами, использовавшимися при изготовлении предметов.

На сегодняшний день выполнены исследования на 60 экспонатах, что составляет около 40% от общего числа памятников данной коллекции. На каждый экспонат составлен паспорт, где сосредоточена вся информация, которая включает искусствоведческие исследования, результаты физико-химических анализов и общие выводы. В своих исследованиях мы ориентировались на характеристики, присущие периоду создания памятника. А именно: количественный и качественный состав сплава, эмалей и покрытий с просмотром структуры поверхности образцов с помощью электронного микроскопа.

Это только предварительные выводы, которые будут более полными, когда мы сможем осуществить все мероприятия, намеченные в рамках этого проекта. Первые результаты свидетельствуют о необходимости продолжения этой работы и привлечении других музеев к тестированию своих коллекций медно-литой мелкой пластики подобным образом. Только совмещая исследования искусствоведов с данными физико-химических анализов можно рассчитывать на положительные результаты в достижении поставленной цели.

 


  • 2

#2 Offline   markgg

markgg

    Профи

  • VIP
  • PipPipPip
    • Member ID: 1 382
  • 467 сообщений
  • Регистрация: 14-Июль 14

Отправлено 23 Сентябрь 2014 - 03:50

латунь в мире известна гораздо раньше 12 века и  совсем  не факт, что она появилась на  Руси только   в  18 веке.

У Перетца  гораздо более интересная и просто написанная книжка.


  • 0

#3 Offline   алабама

алабама

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
    • Member ID: 1 541
  • 28 сообщений
  • Регистрация: 09-Сентябрь 14
  • ГородИваново

Отправлено 11 Октябрь 2014 - 09:37

латунь в мире известна гораздо раньше 12 века и  совсем  не факт, что она появилась на  Руси только   в  18 веке.

У Перетца  гораздо более интересная и просто написанная книжка.

 

Марк Исаакович я вот например её третий год ищу  как и Сурова нет нигде.


  • 0

#4 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 11 Октябрь 2014 - 10:56

 

латунь в мире известна гораздо раньше 12 века и  совсем  не факт, что она появилась на  Руси только   в  18 веке.

У Перетца  гораздо более интересная и просто написанная книжка.

 

Марк Исаакович я вот например её третий год ищу  как и Сурова нет нигде.

 

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
16 июля 2013
 

Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен.

kladoiskatel-32903-2013-07-15.JPG?_20130

Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме.

Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.

kladoiskatel-32904-2013-07-15.jpg?_20130

Рис.2 Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.2) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

kladoiskatel-32905-2013-07-15.jpg?_20130  
Рис.3 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.3) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.

kladoiskatel-32906-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.4 Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв

Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.4) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.5)

kladoiskatel-32907-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.5 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.

kladoiskatel-32908-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.6 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.6)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.

kladoiskatel-32909-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.7 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.7)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

kladoiskatel-32910-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.8 Древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII вв

Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.8)

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье "Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.

kladoiskatel-32911-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.9 Древнерусские каменные тельные кресты, XI - XIII вв.

Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.

kladoiskatel-32912-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.10 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.

Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.10)

kladoiskatel-32913-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.11 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв

Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.11)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.

kladoiskatel-32914-2013-07-15.jpg?_20130 
Рис.12 Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв

Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Прикрепленные изображения

  • IMG_3553.JPG

  • 1

#5 Offline   markgg

markgg

    Профи

  • VIP
  • PipPipPip
    • Member ID: 1 382
  • 467 сообщений
  • Регистрация: 14-Июль 14

Отправлено 14 Октябрь 2014 - 02:40

Кому  нужен  Суров и Перетц - могу дать, но не  за просто так = магарыч пластикой

Кому  интересно - пишите мне в  личку


  • 0

#6 Offline   markgg

markgg

    Профи

  • VIP
  • PipPipPip
    • Member ID: 1 382
  • 467 сообщений
  • Регистрация: 14-Июль 14

Отправлено 14 Октябрь 2014 - 02:44

Перетц 20 мегабайт сделан в ПдФ, а Суров очень большой - каждая страница снята профессионально - всего будет  боль полгига- джепеге 


  • 0

#7 Offline   granddad

granddad

    Пользователь

  • Создатель темы (ТС)
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
    • Member ID: 235
  • 2 689 сообщений
  • Регистрация: 07-Май 13
  • ГородМосква

Отправлено 14 Октябрь 2014 - 10:47

Перетц 20 мегабайт сделан в ПдФ, а Суров очень большой - каждая страница снята профессионально - всего будет  боль полгига- джепеге 

Марк Исаакович, Вы про эту книженцию говорите? :hi:

Прикрепленные изображения

  • 20090423_peretc-1933_202.jpg

  • 0




Яндекс.Метрика