Очистка ржавчины и восстановление металла в углеродной среде
#1 Offline
Отправлено 19 Май 2014 - 11:26
#2 Offline
Отправлено 19 Май 2014 - 11:28
Небольшие артефакты можно реставрировать в обычной деревенской кирпичной печи в которую входит небольшой реактор, но для реставрации клинков, оружейных стволов домашняя печь коротковата. Сергей изготовил специальную печь под большой реактор и показал технологию ее изготовления.
Конструкция печи такая, как именно я себе это представляю исходя из опыта, без претензий на единственно возможный вариант.
Печь должна обеспечивать длительный прогрев предмета до 1000С. Оптимальный диапазон температур 900-1000С. В случае обработки предметов, украшенных цветными металлами или имеющих детали из цветных металлов, температура должна быть ниже температуры плавления цветного металла.
Для изготовления печи была взята труба большого диаметра. Можно купить б/у. Длинна трубы такая, чтобы в нее с запасам входило любое ружье или сабля помещенная в реактор.
Для улучшения тяги и равномерного прогрева длинной печи установлены три воздуховода.
На патрубки установил заслонки которые дают возможность снизить тягу и тем самым увеличить эффективное время работы печи не открывая заслонку для подкладывания дров.
Главное в любой печи хорошая тяга, которая обеспечивается высокой прямой трубой. Чем выше труба, тем лучше тяга. Диаметр трубы не должен быть меньше 180 мм.
Колосники и поддувало, неотъемлемая часть любой печи.
Подвесы для крепления реактора.
Утепление печи. Наша печь не для обогрева, а для создания оптимально высокой температуры внутри печи 900-1000 градусов и разогрева помещенного в нее реактора. Для достижения высоких температур печь «утепляем» минеральной ватой.
Так же изолируем и дверку печи и завариваем.
Печь готова, можно приступать к реставрации.
Найденное ружье образца 1812 года французского солдата скорее напоминало кусок трубы, и бесформенные части к нему, которые на воздухе очень быстро начнут рассыпаться. Бережно извлекли из земли все что звенит под катушкой металлоискателя, и не проводя чистки, как есть, вместе с землей укладываем в реактор. Подвешиваем его на подвесы. Загружаем печь дровами и, поджигаем.
Ружье до реставрации.
Ружье после реставрации.
Замок ружья до реставрации и после реставрации.
Как себя ведёт металл некоторое время спустя после такой обработки? Не будет ли он интенсивно коррозировать?
- Могут появится пятна ржавчины, если закладываете в реактор влажные артефакты. Недели через две появляются пятна. Еще, если предмет попал под дождь. Каждая капля дождя оставит рыжий налёт. В любом случае нужно использовать парафин для консервации, так как в некоторых квартирах влажность не меньше, чем в сарае. Ещё появляется локальная коррозия из-за недостаточной температуры прогрева, особенно если предмет массивный и это относится к находкам, законсервированным парафином. Этот факт я использую, как тест на качество. Если поместить готовый законсервированный парафином предмет во влажный сарай, то очаги коррозии не появятся совсем в случае, если преобразования прошли благополучно в глубоких слоях. В целом, металл ведёт себя чуть более стойко, чем не цинкованные гвозди. Удивительно, но есть предметы, которые не ржавеют совсем даже во влажном сарае в течение полугода.
Для консервации можно использовать воронение, о котором рассказывалось ранее на этом сайте.
P.S. Данный метод был опробован на многих артефактах и показал превосходные результаты. Многие вещи, даже такие миниатюрные как иголки и гвоздики времен Ивана Грозного прекрасно восстановились и восстановили свои свойства. Иголками можно шить и сейчас. Хочу поблагодарить Сергея за рассказ и дельные советы о столь нужном методе реставрации.
#3 Offline
Отправлено 19 Май 2014 - 11:31
Поисковики всё чаще и чаще стали пользоваться поисковыми магнитами, вылавливать из водоемов железные артефакты. А что дальше с ними делать? На воздухе они быстро разрушаются. Как сохранить и реставрировать железо?
Даже если найденный предмет похож больше на большой кусок сплошной ржавчины - не стоит отчаиваться. Есть способ, которым можно вернуть к жизни найденное сокровище. Это реставрация железа в углеродной среде. Это очень простой метод, доступный каждому.
Для реставрации понадобиться железная коробка с крышкой на болтах, толченый древесный уголь (на котором жарим шашлыки) и деревенская печь.
Итак, по порядку. Находку, прежде всего, необходимо сохранить в том виде в каком она была обнаружена с кусками земли, если вы ее выкопали, и ржавчиной. Не надо пытаться «насильственным путем» очистить её от земли или от отслаивающейся ржавчины механическим путем или любым другим способом.
Если вы выловили предмет из водоема, обмотайте его бинтами, как мумию. Это не позволит металлу расслаиваться при высыхании.
В железную коробку, назовем ее «реактор», засыпается измельченный древесный углем, так чтобы наши железные предметы не соприкасались со стенками реактора. Реактор полностью заполняем углем, закрываем крышкой и помещается в растопленную печь на подушку оранжевых углей и обложить со всех сторон дровами. Обратите внимание на температурный режим, «реактор» должен быть раскаленным докрасна.
Примерно через 2 часа необходимо извлечь «реактор» из печи и дать ему полностью остыть.Обратите внимание, в реактор загружаются только полностью высушенные предметы.
После реактора предметы очищаются в щелочи NaOH (например, средство для чистки труб «Крот») и промываются в подкисленной воде. При необходимости, процедуру реставрации в реакторе можно повторить несколько раз.
Метод заключается в восстановлении ржавчины, то есть оксида железа Fe2O3 до свободного железа в углеродной среде. О данном методе рассказал Сергей Дмитриев.
#4 Offline
Отправлено 19 Май 2014 - 11:32
А вот материал про воронение.
Старинный, но не забытый рецепт. Технология заключается в том, что предмет прогревается в открытом углеродном реакторе при, относительно, низкой температуре. В этих условиях на поверхности железа формируется прочная оксидная плёнка. В зависимости от времени прогрева цвет этой плёнки меняется от белого к чёрному, проходя через несколько цветовых стадий: белая, серая, цвета ракетного сопла, синяя, фиолетовая, чёрная.
Предмет необходимо периодически погружать в уголь, затем поднимать наверх, переворачивать, опять погружать. При этом нужно постоянно следить за изменением цвета, что бы остановиться на выбранном варианте.
В нужный момент предмет изымается из реактора и погружается в масло на несколько секунд.
Затем предмет переносится к огню, где погружается в пламя для поджигания излишков масла. Когда излишки масла перестанут гореть горячую железяку нужно протереть тряпкой для удаления сажи и остатков масла, которое не успело выгореть по случайным причинам.
В качестве масла для древнего топорика я выбрал льняное, которое купил в художественном салоне, а для штык ножа я выбрал обычное моторное масло. После того, как предмет остынет его можно взять в руки. Он не должен пачкаться. Если есть участки, которые всё же пачкаются, то это всего лишь налёт сажи, который лежит поверх воронения. Его можно почистить тряпочкой.
Удалить воронение можно только напильником, наждачкой или прогревом в закрытом углеродном реакторе. В последнем случае цвет поверхности вернётся к белой стадии.
ФОТООТЧЁТ
После восстановление в углеродном реакторе металл белый. На фото топорик.
Воронение начинается. Топорик в углеродном реакторе открытого типа. Чем дольше лежит предмет в реакторе, тем темнее воронение. Цвет можно подбирать от серебристого до черного.
Процесс воронения. Топорик приобретает синеватый оттенок.
После обработки в масле выжигаем излишки масла.
#5 Offline
Отправлено 19 Май 2014 - 11:38
Готово, в реактор засыпаем уголёк и артефакты.
банку из под масла, были опасения что прогорит, но банка выдержала один прогон.Завязываем проволокой для надёжности.
Теперь в печь.Банька прогрелась идём парится.
С утра достав банку и высыпав уголёк (который можно использовать и дальше) получаем вот такие железочки.
Теперь нам потребуется каустическая сода и уксус.
Засыпаем каустик в кастрюльку, заливаем водой, засыпаем артефакты,делаем все осторожно в перчатках и очках.
Мастер рекомендовал чистить пациентов в каустике но, я покипитив с минут 20 погружаю их в подкисленную воду.
Теперь механическая чистка под струёй воды металлической щёткой.
И то что было
На роль реактора, выбрали бы После всей этой процедуры, по совету Мастера прогон повторил чтобы выгнать влагу, и думал оставить с металлическим блеском, но попробовал заворонить, нагрев и протирание льняным масло, и на этом остановился.