Перейти к содержимому







 


Фотография

Исторические факты-кольца и перстни.


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 Offline   За ВДВ

За ВДВ

    -=За ВДВ=-

  • Модераторы
    • Member ID: 60
  • 1 060 сообщений
  • Регистрация: 29-Март 13

Отправлено 07 Апрель 2013 - 09:54


КОЛЬЦО или ПЕРСТЕНЬ - украшение, надеваемое на палец. Костяные кольца существовали еще в эпоху палеолита, в неолите - каменные, в бронзовом веке – металлические кольца.Кольцо - предмет в форме обода, обруча из металла, дерева, камня, кости, стекла, надеваемый на палец; распространено у большинства народов мира. Само слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Но есть и другое толкование – от французского «collier», что значит «шея», «ожерелье», «ошейник». Обруч с крупной вставкой в виде щитка называется перстнем.

Ученые сходятся во мнении, что изначально кольца служили опознавательными знаками (в этом своем значении они упоминаются, например, в индийском эпосе 11 в. до н.э.). В Древнем Египте были распространены перстни в виде резной печатки с подписями или изображениями, на проволочном ободке. Такие перстни перешли затем к грекам, этрускам, римлянам и др.История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде, изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце. По другой версии сам Прометей, принесший людям огонь, освободивший их от ига богов. В книге Б.С. Владимирского «Камни: тайны и таинства» читаем: «Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь. На пальце - кольцо. Что это - декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец». Костяные кольца появились уже в эпоху палеолита, металлические - в бронзовом веке. Впрочем, в стародавние времена кольцо было не только декоративным предметом, но и имело чисто утилитарные функции. В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки» (Прево Г., «Искусство одеваться», СПб., 1892). Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков. Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники. Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. Кольца были чрезвычайно распространены в античном мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные. При империи это правило было отменено: с 3 в. все свободнорождённые получили право носить золотые кольца, а вольноотпущенные - серебряные. Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ. В частности, в одном романе А.Ф. Писемского описано кольцо, которое носили русские масоны: чугунная печатка, на ней вырезана Адамова голова с берцовыми костями и надписью «Таким будешь». У католических епископов перстень - знак их власти.

В Римской республике сенаторы и всадники носили золотые перстни, простые граждане -железные. Во времена Римской империи золотые кольца могли носить уже все свободнорожденные, серебряные - вольноотпущенники.

В Древней Руси перстни могли носить все, от царя до крестьянина. Горожанки носили золотые и серебряные перстни с изображениями, крестьянки - медные, с геометрическими узорами. Перстень для большого пальца назывался «напалком» и делался массивнее остальных; перстень с резной вставкой назывался «жикови-ною». Существовало множество поверий относительно чудодейственной силы некоторых камней, и зачастую этим определялся выбор какого-либо драгоценного камня для украшения перстней и крестов. Так, царь Иван Васильевич предпочитал яхонты червленые (рубины) и лазоревые (сапфиры), ибо в старых лечебниках было сказано, что носить при себе яхонт червленый - снов страшных не видеть, а в перстне носить яхонт лазоревый - быть спокойным духом, честным, набожным.В допетровской Руси цари - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - обожали кольца и перстни и носили их на всех пальцах рук, в том числе и на большом - так называемый напалок, символ власти. Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. «Храни меня, мой талисман», - обращался он с такими словами к заветному кольцу, подаренному ему Е.К. Воронцовой в 1824 году. После смерти Пушкина кольцо это унаследовал В.А. Жуковский, затем оно перешло к сыну последнего, а тот в свою очередь передал святыню И.С. Тургеневу. После кончины Тургенева, который хотел отослать талисман Л.Н. Толстому, кольцо благодаря Полине Виардо попало в Александровский лицей, где когда-то учился Пушкин и откуда его похитили во время февральской революции. Ныне в музее-квартире Пушкина в Петербурге можно видеть другое сердоликовое кольцо, которое досталось от поэта М.Н. Раевской, ставшей впоследствии супругой декабриста Волконского. Это кольцо - тоже талисман, оно из сердолика, но менее ярко окрашенного, на камне рисунок - три амура садятся в ладью. В царствование Николая I было принято отмечать заслуги деятелей искусства дорогими безделушками, и, прежде всего, кольцами с бриллиантами и рубинами. Немалое число таких колец собрали братья Каратыгины - актеры Александрийского театра. Кольцо со своим вензелем Николай I считал чуть ли не равнозначным ордену. Александр II уже стал дарить отличившимся деятелям культуры золотые медали, а вот Александр 111 вручил А.Н. Островскому бриллиантовое кольцо в знак его заслуг перед отечественным театром. Так что и в новой истории России нет-нет да возвращается древняя традиция - кольцо становится символом государственной поддержки творческой личности.

Существовали поверья и относительно загадочной силы самих колец. Считалось, например, что золотое кольцо (особенно венчальное) помогает при родах, и в Малороссии его держали перед роженицей. Во многих древних песнях (литовских и пр,) кольцо- символ солнца, света. Нельзя не упомянуть также обрядную роль кольца в свадебных ритуалах: еще у древних народов, как-то германцев, англосаксов, индусов, римлян и некоторых других, свадебный ритуал включал обмен кольцами.

Кольца делались из самых разнообразных металлов, украшались насечками, узорами, чернью, финифтью, в них вставляли жемчужины и драгоценные камни; на них вырезали надписи, клейма, всевозможные изображения, религиозные мотивы.

Во времена раннего средневековья было принято носить одно кольцо на безымянном пальце. Кольца были достаточно простыми – с орнаментом, узорами, надписями, с одним камнем; с течением времени форма их усложнялась, оправы становились выше, все больше добавлялось драгоценных камней и эмали (хотя наряду с этим всегда оставались и простые формы), и к позднему средневековью все пальцы рук уже были усыпаны перстнями. Носили даже по два кольца на одном пальце, по одному на суставе.
В 17 в. любили носить перстни с большими гранеными камнями в центре, на гравированном обруче; появились перстни с секретом.

В 18 в. предпочитали бриллианты в скромной оправе, хотя существовали и разного рода бантики, цветы и пр. На рубеже 18-19 в. появились перстни с миниатюрными портретами в жемчужной или бриллиантовой рамке.

Мода на камни все время менялась, так как ювелиры открывали для себя новые камни, которые можно было красиво подать, и, кроме того, они могли вдруг показать уже известные, но поднадоевшие камни «с красивой стороны». Так, в 18 в. были открыты красный карнеол и "моховой агат"; стали пользоваться популярностью слоистый оникс и многоцветный агат. Новое рождение пережили аметист, горный хрусталь, дымчатый топаз - в них стали вырезать инталии.

В период наполеоновских войн, однако, когда Европа отдавала "все золото на железо", украшения (в том числе и кольца) делали из тонкого чугуна. В период второго рококо носили уже золотые кольца с цветной эмалью, зачастую с тайником. В конце 19 в. модным был солитер в платиновой оправе.

Но давайте вернёмся на Русь.

Кольца и перстни появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего - X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке.
Изображение
Перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке - число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10. Нередко перстни клали в погребение в качестве приношения - около головы, возле рук, у локтя или плеча, около пяток, на тазовые кости и т.д. В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни. Во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становится массовым.

Как и браслеты, перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней — щитковосрединные, печатные, со вставками и др.






Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круг-лодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в ХI-ХIII вв. (табл., 8). Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью (табл., 9), гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья в разъемной жесткой форме, а насечку углубляли зубильцем.

Спиральные (витые) перстни (табл., 10) сделаны из проволоки круглого или квадратного сечения, уложенной в несколько рядов. Изготовляли их путем наматывания предварительно нагретой проволоки на болванку округлого профиля.

Витые перстни составляют значительную часть общей массы перстней. По количеству проволок, из которых они свиты, их можно разделить на двойные, тройные, четверные (2 х 2), а по характеру оформления концов - на петлеконечные, обрубленноконечные (табл., 35), замкнутые и др. Витые двойные перстни, как замкнутые, так и обрубленноконечные и с заходящими концами (табл., 11), иногда имеют дополнительную сканную перевить (табл.,12).

Иногда в подражание витым перстням изготовляли ложновитые, выполненные литьем в форме, полученной путем оттиска в глине настоящих витых перстней (табл., 18, 41).

Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок, причем технология плетения аналогична способу изготовления браслетов соответствующих типов. Выделяются два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми или разомкнутыми концами (табл., 13). Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок (табл., 19).

Пластинчатые перстни делали из тонких пластинок, имеющих в поперечном разрезе форму вытянутого прямоугольника.
Перстни эти делят на несколько типов:

• Широкосрединные с незамкнутыми концами (табл., 1, 14, 15) - один из распространенных типов: их средняя часть расширена, а концы плавно сужены. Форма таких перстней бытовала много столетий. Широкосрединные незамкнутые перстни встречаются в древностях всех восточнославянских племен. В Новгороде перстень этого типа является древнейшим и найден в слое середины X в.
• Широкосрединные перстни с завязанными концами отличаются от предыдущего типа тем, что концы их раскованы в дрот, завязаны и обмотаны вокруг стержня на две стороны (табл., 2-3).
• Широкосрединные «усатые» перстни имеют длинные дротовые концы, обернутые спирально вокруг расширенной средней части (табл., 4). Они являются характерным признаком финно-угорских племен и встречаются в древностях Финляндии, Прибалтики, северо-западных областей Руси, в междуречье Волги и Оки. Датируются концом X - началом XII в. Своеобразный вариант «усатых» перстней - рубчатоконечные (табл., 5), заканчивающиеся дротовым рубчатым стержнем.

Если в XI в. отдельные типы перстней получили широкое распространение на обширных территориях, то в ХII-ХIII вв. появляется много локальных типов, распространенных на ограниченных территориях. Особо выделяется в этом отношении земля вятичей, где фантазией мастеров были созданы типы перстней, не встречающиеся в других регионах. В первую очередь это решетчатые перстни (табл., 16,17), имеющие множество вариантов по способу оформления прорезей.

Широкосрединные замкнутые перстни (табл., 20) имеют широкий ареал и время бытования от XI до начала XIV в. Узкопластинчатые перстни имеют одинаковую ширину на всем протяжении пластины. Они делятся на два варианта: с разомкнутыми концами (табл., 22) и замкнутые (табл., 21). Особую компактную группу составляют узкопластинчатые замкнутые перстни середины ХIV - ХV вв. (табл., 42) с продольными закраинами и выступающей средней частью, покрытой вертикальными черточками. Перстни эти, видимо, являются изделиями городских ремесленников. Они встречаются на обширной территории Московской Руси.

Щитковосрединные перстни имеют узкопластинчатую дужку и резко расширяющуюся среднюю часть в виде щитка круглой (табл., 2), овальной (табл., 26), прямоугольной (табл., 27) и ромбической (табл., 28) формы. В продольном сечении щиток находится в одной плоскости с дужкой.

Подавляющее большинство щитковых перстней — продукция городских ремесленников. Их отливали из оловянисто-свинцовых сплавов в каменных разъемных формах со вставными стержнями

Печатные перстни отличаются от щитковосрединных тем, что щиток-печатка у них массивный, рельефный, выступающий в продольном сечении над линией дужки. Печатки служили для оттиска на воске или мастике. Печатные перстни, так же как и щитковосрединные, - продукция городских ремесленников. В славянские страны они, видимо, попали из Византии. Наиболее древними являются перстни с круглой печаткой, на которой изображена птица с распростертыми крыльями и повернутой вправо головой (табл., 6). По-видимому, изображение птицы отражает раннюю государственную символику. Очень близки к этим перстням изделия с изображением пятиконечной звезды (табл., 7).

Перстни-печатки в ХII-ХIII вв. получили широкое распространение в городской среде, а сюжеты на щитках соответствовали духу времени и общей тенденции в развитии орнаментики. Здесь и птицы в геральдической позе (табл., 30, 38), и росток-крин (табл., 31), и львы, и грифоны (табл., 39 - 40), и другие сюжеты изделий «высокого» прикладного искусства, образцом для которых являлась книжная орнаментика и каменная резьба владимиро-суздальских зодчих. В XIV в. печатные перстни по-прежнему были популярны среди горожан (табл., 44, 45).

Перстни со вставками - это также изделия городских мастеров, получившие наибольшее распространение в городах. Их изготовляли путем самостоятельной отливки ячейки для вставки, припаянной к кованому жгуту дужки (табл., 32, 33, 34а-б, 36). Бытовали эти перстни с конца XI до XV в.

Все рассмотренные кольца и перстни изготавливались из и являлись рядовой продукцией городских и сельских ювелиров Древней Руси. Наряду с этим На Руси кольца изготовлялись из разнообразных металлов – золота, серебра, меди, бронзы и различных сплавов, украшались всевозможными способами и вставками.

В конце 18 века распространились кольца с живописными эмалевыми портретами. В 19 веке носили кольца с миниатюрами, камеями. Перстень с драгоценным камнем, закрепленным в гнезде, как в лапках жука, также назывался жуковиной (жиковинкой). Такое название подсказала египетская традиция изображения жука-скарабея на перстнях и печатках.


  • 3
Слава ВДВ!!!




Яндекс.Метрика