Кто укрывал клады. Народные предания чаще всего
связывают сокрытие кладов с запорожцами и гайдамаками.
Вот пример легенды, записанной на территории современной
Запорожской области в конце прошлого столетия*
«Когда-то в Сагайдачном был такой лес, что не видно было
и скал... Еще деды нам рассказывали, что на скалах
и возле них жили запорожцы... На Средней скале, говорят»
есть клад Сагайдака (казак Сагайдак — один из самых
излюбленных персонажей украинского фольклора.-—
Я. /Г.), он где-то под камнями, а на Дурной [скале] — там жили
побратимы, 12 казаков, и они заложили там 12 кла-
На тех скалах и всюду по балкам в Сагайдачном
РСТЬ пропасть казацких денег, но не каждому они сужде-
ы » Еще один пример народного повествования на эту
Еще один пример народного повествования на эту
тему
' «Клады больше всего прятали запорожцы... Чаще
всего говорят, казаки закапывали деньги на курганах, по
балкам, под дубами и на островах».
Наряду с запорожцами среди тех, кто прятал клады,
фольклорные произведения называют гайдамаков:
«В Умани, где застали гайдамаков (речь идет о Колиив-
щине, народном восстании 1768 г., одним из центров которого
была Умань.—Я. Я . ) , на том месте, где они стояли
в дубраве кошем, там, смотри, на одном корне три дуба;
это [гайдамаки] подкопались под дуб, насколько можно
было достать, и подсунули казаны с деньгами под корень
прямо». Или: «За Белой Церковью в степи корчма, там в
пристройке пять тысяч спрятали, и гайдамаки корчму
сожгли, до Зализняка еще». Как и запорожцы, гайдамаки
боролись за свободу и независимость своего народа и потому
были излюбленными героями народных легенд, а особенно
преданий о кладах.
Целый раздел народной литературы о кладах составляют
рассказы о ценностях, спрятанных историческими личностями:
гетманами, полковниками, предводителями восстаний,
крупными вельможами. В конце прошлого столетия
историку и этнографу Д. И. Яворницкому показывали
вблизи городка Мишурин камень с выбитой на нем буквой
«М», заверяя, что она означает инициал Мазепы и что
именно в этом месте, спасаясь бегством после Полтавского
поражения, изменник-гетман приказал бросить сундуки с
деньгами и драгоценностями в Днепр. Не правда ли,
эта легенда, как близнец, похожа на упомянутую выше
легенду о «кладе Наполеона»?
Очень часто захоронение кладов приписывается народным
Очень часто захоронение кладов приписывается народным
героям — Палию, Гонте, Кармалюку. Записанная
О. Федьковичем гуцульская легенда рассказывает, что
Олекса Довбуш закопал в горах огромный клад, в которое
золота и серебра столько, сколько смогут увезти шестьдесят
лошадей. Никто не знал, где спрятан тот клад. Бесчисленное
множество людей искало клад Довбуша. И среди
них бедный юноша Марко, которому деньги нужны были
для того, чтобы иметь возможность жениться на любимой
девушке — дочери богатых родителей. Целый год копал
юноша в разных ущельях Карпат. И днем, и ночью видели
его с лопатой. Прошел год, срок, данный ему отцом невесты,
а Марко так и не нашел клада. Девушка с горя умерла,
а сам Марко погиб.
Гораздо меньше преданий о кладах, спрятанных лихими
людьми: разбойниками, злодеями и богачами. В народном
представлении романтика кладоискательства обычно
не связана с убийствами, обманом, кражами и неправедно
нажитыми деньгами, хотя сюжеты подобного рода
все-таки встречаются.
Наконец, хотя и очень редко, в народных преданиях
клады прячут люди ничем не примечательные. Но в этих
случаях рассказ бывает обычно будничным, без фантастических
аксессуаров, что-то наподобие такого варианта:
«Вблизи ясенька тот дед таки прятал с бабой деньги, а
парень видел ночью, как они прятали, потому что приходил
груши красть».
Вообще укрыватели кладов занимают в народных повествованиях
сравнительно скромное место. Главное
здесь — перипетии, связанные с процессами сокрытия и
отыскивания кладов.
Как прятали клады. Классическим образцом народного
предания о сокрытии клада может быть легенда, записанная
этнографом Я. П. Новицким в 1875 г. вблизи
города Мариуполя (ныне Жданов). «Утром, при восходе
солнца, взбежал вожак на курган, стал, а тень так и протянулась
на запад. Тогда он велел копать яму там, куда
пришлась тень головы. Выкопали яму, спустили на цепи
казан и поклялись, чтобы никто не брал, пока вторично
не вернуться из разъезда. Затем засыпали деньги землей, осед-
лали коней и подались. Через год стали съезжаться. Многие вернулись
, а вожака нет, и клад не взят и до сих пор.
В казане, говорят, лежат червонцы, сверху медные [день-
1 а поверх медных — серебряный талер, чтобы не пле-
' ели Деньги, говорят, закопаны и затоптаны лошадь-
ч т о б ы не осталось следа. Примета такая: как солнце
заходит — стань на курган и смотри на свою тень; заметь
место? где кончается голова, беги и копай. Сверху будет
Железное кольцо, тяни и вытянешь шкворень; копай глубже
затем — дужка и казан».
'В легендах клад всегда прячут группой (как правило,
состоящей из двенадцати человек), что отражает народное
представление о коллективизме и боевом побратимстве воинов
— запорожцев или гайдамаков. «В степи Неплюева,
неподалеку от хутора, есть могила Долгая, а возле нее запорожцы
спрятали клад в подземелье. Деньги серебряные
и золотые, в бочонках, а серебряная посуда поставлена
возле них. Клад спрятали двенадцать казаков и поклялись:
«Кто будет один откапывать, того дождь зальет». Пробовали
копать, так куда там: откуда только берется дождь,
так и льет, так и льет!» Здесь содержится очень распространенный
фольклорный мотив — заклятие клада, чтобы
никто другой не откопал его.
Вот рассказ «очевидца» о том, что произошло с ним
«лет восемьдесят тому назад». В степи к рассказчику на
резвом коне подъехал старый дед, казак с виду, с двумя
пистолетами за поясом. Маленький мальчик, каким был
тогда рассказчик, почтительно отнесся к старику, и тот
сказал: «Смотри на меня, мне сто четыре года, и, быть может,
я уже последний». Затем показал камень вблизи кургана
и добавил, что там он с запорожцами закопал клад:
«Этот камень положили двенадцать человек, под ним яма,
а в яме три бочонка: в одном медь, в другом серебро, в третьем
золото. Они [деньги] закляты, их мне без товарищей
брать нельзя, а тебе — другое дело, бери как свое». По
неизвестным причинам «очевидец» так и не извлек то^
клад.
Заклятие — чрезвычайно интересная черта украинского
фольклора. Это остатки дохристианских, языческих верований
Как свидетельствуют народные произведения 0
кладах, в абсолютном большинстве случаев их прятали с
заклятиями. Какими именно были эти заклятия, говорится
очень редко. Известно только, что одни клады заклинали щ
определенное время, другие — навечно. Укрыватели, особенно
если то были недобрые люди, накликали болезнь илц
вообще несчастье на того, кто возьмет клад. Вот пример
заклятия, записанного на Харьковщине в прошлом столетии:
«Когда закапывают деньги или когда опускают их в
воду, то заклинают их: будьте вы трижды прокляты, про,
кляты, прокляты. Кто эти деньги возьмет, тот и сам про-
клят». По окончании срока заклятия клад сам «давался»
искателю или даже выходил на поверхность. Из одною
предания известно, что в древности люди закапывали клады
при свидетелях и клали сверху в яму доску, на которой
мелом было написано заклятие.
В случае нарушения заклятия на виновного обрушивались
различные напасти. Характерна своей антифеодальной
направленностью легенда, повествующая о том, как
граф Потоцкий пытался извлечь заклятый клад.
Где-то вблизи поместья Потоцких в окрестностях Бер-
дичева стояла высокая старая башня. Под ней подземелье,
закрытое на двенадцать дверей, а в нем клад. Этот клад
однажды «дался» бедному человеку, который таким образом
избавился от нужды. Услышал об этом граф Потоцкий
и начал разваливать стены башни, как вдруг сему
глаза на затылок вывернуло и шею скрутило». Никак не
мог граф вызволиться из беды. Лишь когда он приказал
восстановить разрушенную стену, ему стало легче. С тех
пор Потоцкий боялся даже близко подходить к старой
башне.
Расскажем еще одну очень красивую легенду, бытующию на Волыне»
продолжение следует.